Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Так я решил прописать как происходят групповые занятия у меня с ребятами в школе...
читать дальше
Вообще то каждый раз по разному, но вот общая схема
1. Мы выбираем кто сегодня будет вести круг новое и хорошее
2. Они рассказывают свое новое и хорошее за неделю
3. Они озвучивают чем хотели бы заняться (обычно возникает 3, 4 предложения)
4. Голосуют
5. играют
6. После игры говорят что для них было трудно, важно и интересно
Цели такой структуры занятий:
1. Научить их слушать и слышать друг друга
2. Обучение рефлексии, через то что они делятся своими позитивными и негативными переживаниями
3. Обучение навыкам принятия ответственности (делать что то не потому что на них кричат, а потому что сотрудничество выгодней конфликта, ибо если конфликта нет, они могут сделать больше)
4. Осознание необходимости правил, как инструмента препятствующего конфликту
а это моя программа коррекции школьной тревожности
читать дальше
Программа
индивидуально-групповых занятий по коррекции школьной тревожности
современности является девиантное поведение детей и подростков. По данным МВД
РФ «каждый год подростками совершается 150 тысяч преступлений» [2.
стр 6]. Знакомство с психоактивными веществами в настоящее время происходит
значительно раньше чем раньше. Так «первые эпизоды курения приходятся на
возраст 11-12, первые пробы алкоголя - 13 лет, наркотических веществ - 14-15
лет» [1 стр. 631].
«Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств,
свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях» [2. Стр 13]. Одной
из наиболее характерных черт девиантного подростка - является повышенная
тревожность.
«Школьная тревожность - это одна из
типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог» [3. стр. 9].
Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярким признаком школьной
дезадаптации, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: учебу,
здоровье, общение (в том числе и за пределами школы) и общий уровень
психического благополучия.
«В современной психологии принято
различать тревогу и тревожность, хотя еще полвека назад это различие было
неочевидным» [3. стр. 12-13]. Так согласно психологическому словарю тревога -
это «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности
и проявляющееся в ожидании
неблагополучного развития событий» [4 стр.524]. В отличии от страха,
являющегося реакцией на конкретную угрозу, тревога беспредметна. Согласно этому
же словарю тревожность - это «состояние целесообразного подготовительного
повышения сенсомоторного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной
опасности, обеспечивающей соответствующую реакцию на страх [4 стр.524].
Можно предположить, что ранняя
диагностика и коррекция школьной тревожности может предотвратить развитие
школьной дезадаптации и девиантного поведения у подростков.
Цель программы: Снижение школьной тревожности
Задачи программы:
1. Формирование
навыков самовыражения
2. Создание
ситуации успеха
3. Разрядка
и проработка школьных страхов
4. Разрядка
и проработка страха несоответствия чужим ожиданиям
5. Развитие
коммуникативных навыков
6. Снижение
агрессии
7.Создание
позитивного образа школы
Методы
психокоррекции использованные в программе:
1. Игротерапия
2. Арт - терапия
3. Сказкотерапия
4. Психоконсультирование
Примечания:
1. В зависимости от причины тревожности темы занятий
можно менять местами.
2. Ведущий не должен избегать занятий «не по плану».
Наоборот он должен всячески стимулировать инициативу ребенка.
3. Ведущий должен, открыто говорить о своих чувствах
и эмоциях.
Длительность программы:
1.Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю, в
течении 3-х месяцев.
2. При проведении групповых занятий график
индивидуальных занятий не меняется, т.е. в одну неделю может быть и групповое
занятие, и индивидуальное.
3. Программа рассчитана на 13 академических часов (2
часа диагностика и 11 часов групповых занятий)
Цель: Диагностика субъективного восприятия себя подростком
Содержание:
Подросток должен нарисовать автопортрет и рассказать про него.
Стимульный
материал: Бумага А4, фломастеры, карандаши
Время: 15 мин.
Упражнение №2: Рисунок на тему: «Каким я хочу быть?»
Цель: Осознание собственных потребностей. Формирование мотивации на достижение успеха
Содержание:
Подросток должен нарисовать рисунок на тему каким он хочет видеть себя в
будущем, и рассказать про него. После выполнения первой половины задания ему
нужно задать вопрос «А что нужно сделать что бы быть таким»
Стимульный
материал: Бумага А4, фломастеры, карандаши
Примечание: Ведущий
должен сделать акцент на том, что для успеха нужны знания
Время: 20 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что было
интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Цель: Проработка школьных страхов
Содержание: Ученику
дается задание сочинить страшную сказку про школу.
Примечание: Терапевт
должен акцентировать внимание на том что это должна быть страшная сказка и на
том что сказка должна быть безличная, т.е. В ней не называются имена, фамилии и
конкретные школы.
Время: 5 мин.
Упражнение №2: Рисунок на свободную тему
Цель: Проработка страха самовыражения
Содержание:Подросток должен нарисовать рисунок на свободную тему и рассказать про
то что на нем нарисовано
Стимульный
материал: Бумага А4, фломастеры, карандаши
Примечание: Перед
тем как ребенок начнет рисовать его необходимо предупредить что его рисунок не
будет никак оцениваться.
Время: 10 мин
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Цель: Коррекция самооценки
Содержание: ученику
предлагается придумать что будет если все те ожидания которые от него ждут не
сбудутся, а потом что будет если они
сбудутся
Примечания: Терапевт
должен эти ожидания утрировать, что бы показать их абсурдность
Время: 15 мин.
Упражнение №2. «Прогулка по полю»
Цель: Проработка страха ошибки
Содержание: Ученику
предлагается пройти по полю, по которому предварительно прошло стадо коров и
которое его унавозило. В конце упражнения психолог объясняет что благодаря
ошибкам мы развиваемся. Более того если мы будем избегать ошибок то мы просто
не сможем достигнуть цели.
Примечание:
Необходимо указать, на то что обойти это поле нельзя. Если клиент не
хочет идти, нужно акцентировать внимание, на том что тогда он не достигнет
цели.
Время:15 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Цель: Формирование навыков поведения на уроке
Содержание: Ученику предлагается побыть в роли учителя и провести урок
Примечание: Психолог на занятии должен вести себя недисциплинированно, утрируя поведения
ученика-хулигана. После проведения урока, необходимо что бы ученик рассказал о
своих чувствах которые возникли у него во время выполнения задания. После чего
необходимо поинтересоваться мнением подростка о работе учителя в этой школе.
Время: 15 мин.
Упражнение №2
«Страшная, страшная сказка».
Цель: Проработка школьных страхов
Содержание:
Подростку предлагается сочинить страшную сказку про учителя
Примечание: Терапевт
должен акцентировать внимание на том что это должна быть страшная сказка и на
том что сказка должна быть безличная, т.е. В ней не называются имена, фамилии и
конкретные школы.
Время: 20 мин.
Обратная связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Цель: Снижение агрессии
Содержание: Ученику предлагается побыть в роли агрессивных животных. Он должен
походить, порычать. После упражнения подросток должен рассказать о своих
чувствах
Время: 10 мин.
Упражнение №2 «Марионетка»
Цель: Разрядка агрессии
Содержание:
Психолог выступает в роли марионетки, которую бьют, задача клиента
изображать удар избегая физического контакта. При
каждом ударе подросток должен говорить за то он бьет стоящего перед ним
человека
Время: 15 мин
Упражнение №3 «Сверни шею»
Цель: Разрядка агрессии
Содержание: Психолог сгибает руки в локтях ладони сжимает
в кулаки. И говорит клиенту «представь, что мои запястья - это шея твоего
врага. Твоя задача свернуть ее. Но при этом ты должен говорить то, что
чувствуешь. Если хочешь ругаться - ругайся
Время: 10 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание: Подросток говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Упражнение №1 «Кия!!!»
Цель: Разрядка агрессии
Содержание: Ребята бьют по подушкам с криком «кия»
Время: 15 мин.
Терапевтическая беседа
Цель: Закрепление результатов предыдущих занятий.
Содержание:
Психолог рассказывает подростку про то, что агрессия - это запертая внутри него
энергия, и нужно научится эту энергию контролировать. После этого вместе с
ребенком порассуждать, какие техники работы с агрессией он знает (напомнить про
предыдущие занятия) и предложить повторить то упражнение которое ему понравилось
в прошлый раз
Время: 15 мин.
Обратная связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Цель: Формирование и развитие навыков
самопрезентации
Содержание: Ученику
предлагают дать о себе объявление в газету. Все качества записываются на
бумагу. По окончании занятия эта бумага отдается ребенку
Стимульный материал: Ручка и лист формата А4
Время: 15 мин.
Упражнение №2 «Если бы я был вещью...»
Цель: Формирование и развитие навыков самовыражения
Содержание:
Подросток должен сказать, чем бы он был, если бы был вещью. После этого он
должен рассказать, какими качествами эта вещь обладает
Время 15 мин.
Обратная связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно было
успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Цель: Осознание собственных потребностей
Содержание: Подросток должен нарисовать рисунок на тему «Каким я хочу быть». Посл
этого он должен рассказать про то что нарисовал
Время:15 мин
Упражнение №2 Целепологание
Цель: Осознание своих потребностей и способов их
достижения
Содержание: Подросток обозначает чего он хочет от жизни.
После этого подросток должен ответить на вопросы: Чего я хочу от жизни? С
помощью чего я смогу достигнуть этих целей?
Что я собираюсь сделать в этом году для того, что бы достигнуть своей
цели? А что я собираюсь сделать в этом месяце?
Время: 15 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание: Подросток говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Цель: Создание безопасной и рабочей обстановки в группе
Содержание: С ребятами обговаривается цель занятия
(сформировать и развить их коммуникативные навыки). Оговариваются правила
поведения в группе. Принятые правила записывают на листе бумаги. Каждый
участник говорит, как бы он хотел, что бы его называли в этой группе. После
чего ему дается бейджик.
Примечание: Правила поведения в группе не надо устанавливать
авторитарно. Ведущий предлагает ввести в группе правила, после чего выносит их
на голосование. Если большинство группы проголосовало «за» правило принимается, если «против» то правила
не принимаются. Если в группе ни за один вариант не набралось большинства, то
голосование за это правило переносят на конец занятия.
Стимульный материал: Лист А4, фломастеры карандаши,
бейджики
Время: 15 мин.
Упражнение №1 Слепой и поводырь
Цель: Создание обстановки доверия в группе
Содержание: участники группы делятся на подгруппы по два
человека. Один из них становится поводырем, другой находится в роли слепого.
Поводырь без слов 5 минут водит слепого по помещению. Потом они меняются
ролями. Для управления Поводырь кладет руку на плечо Слепому это означает, что
Слепой должен повернуть (в зависимости от плеча на которое кладется рука,
слепой поворачивает направо или налево) либо водит рукой по спине Слепого (в
зависимости от того, куда направлена рука вверх или вниз, слепой идет вперед
или назад). После этого упражнения, необходимо провести обсуждение. Ребята
должны ответить, «В какой роли они чувствовали себя комфортней и почему»?
Примечание: Если одному участнику не хватило пары,
ведущий становится с этим человеком в пару
Время: 15 мин.
Четыре правила контакта
Цель: Развитие
коммуникативных навыков
Содержание:
Подросткам рассказывается о 4-х правилах
которые создают контакт с окружающими:
1. Ввести
человека в поле своего внимания человека, с которым ты хочешь контактировать
2.Проявить к этому человеку интерес
3.Поверить в то, что контакт возможен.
4.Проявлять взаимное уважение
Стимульный материал: Листы формата А4
Примечание: Желательно что бы ребята сами приходили к
этим правилам. Для этого ведущий, должен приводить примеры, из которых ребята
могут сделать выводы. Например: К первому правилу приводится история о том как
беседуют два учителя, с ними здоровается ученик, а они настолько увлечены разговором
что не замечают его. Ко второму правилу приводится история с улицей. Мы идем по
улице и видим других, но мы не хотим с ними вступать в контакт. К третьему
правилу приводится пример, с тем как некоторые люди разговаривают со своими
машинами. К четвертому правилу приводится история о мальчике, которому очень
хотелось обратить на себя внимание девочки. И поэтому он постоянно дергал ее за
волосы, обзывал, пинался, но ничего не получалось.
Время: 15 мин
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подростки говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Цель: Настрой на работу в группе
Содержание: Каждый участник группы должен предложить свой
способ поздороваться, а остальные должны его повторить.
Время: 5 мин
Повторение пройденного
Цель: закрепить материал, полученный на предыдущем
занятии
Содержание: Вспоминаем 4 правила контакта
Время: 5 мин.
Упражнение №2 Космонавты и
инопланетяне
Цель: Развитие коммуникативных навыков
Содержание: Группа делится на две подгруппы: Космонавтов и
Инопланетян. Задача
космонавтов вступить в контакт с Инопланетянами. Контакт возможен, только если
космонавты поймут два правила, при которых инопланетяне идут на контакт. Два
правила заключаются в следующем:
Пока между Космонавтом и Инопланетянином нет
тактильного контакта, Инопланетянин не смотрит на Космонавта
Пока Космонавт не улыбается, на любой его вопрос
Инопланетянин отвечает «нет», когда же Космонавт улыбается, на любой его вопрос
Инопланетянин говорит «да».
Примечание: Нужно акцентировать внимание космонавтов на том,
что если они не будут заинтересованы в достижении успеха и внимательны к
инопланетянам, то они не достигнут цели.
Время: 20 мин.
Упражнение №3 Испорченный телефон
Цель: Развитие коммуникативных навыков
Содержание: Ребята садятся в круг.
Одному из них ведущий на ухо говорит фразу. Дальше он ее шепотом передает
другому участнику. И так по кругу.
В конце
ведущий должен акцентировать внимании на том, что мы иногда слышим совсем не
то, что хотел сказать тот кто говорил.
После этого ведущий спрашивает, а бывали ли с участниками группы такие
ситуации, и если да, то приводило ли это к каким либо проблемам
Время: 10 мин.
Обратная
связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подростки говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Цель: Закрепление позитивного образа школы
Содержание: подросток должен нарисовать рисунок на тему что мне нравится в школе. После
чего рассказать про него
Время: 15 мин.
Подведение итогов
Цель:
Закрепление всех полученных знаний
Содержание:
Психолог с подростком анализируют, что получил подросток от этих
занятий.
Примечание: Психолог
может поделится с подростком тем, что
для него было важно в этих занятиях и получил ли он в них что то новое
Время: 15 мин.
Ритуал прощания
Цель:
Обозначить конец программы
Содержание:
Подросток получает диплом в котором прописываются все то чему он
научился за время проведения программы
Время: 15 мин
2. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. -Спб.: Речь, 2007. 368с
3.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика,
коррекция. - Спб.: Речь, 2007. 248 с., ил.
4.Психологический словарь. 3-е изд., доп. И перераб./Авт.сост. Копорулина В.Н.,
Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Ростов н/ Д: Феникс, 2004 640 с. (Серия «Словари»)
5. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/В.И.Лубовский,
Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр.
М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
читать дальше
Вообще то каждый раз по разному, но вот общая схема
1. Мы выбираем кто сегодня будет вести круг новое и хорошее
2. Они рассказывают свое новое и хорошее за неделю
3. Они озвучивают чем хотели бы заняться (обычно возникает 3, 4 предложения)
4. Голосуют
5. играют
6. После игры говорят что для них было трудно, важно и интересно
Цели такой структуры занятий:
1. Научить их слушать и слышать друг друга
2. Обучение рефлексии, через то что они делятся своими позитивными и негативными переживаниями
3. Обучение навыкам принятия ответственности (делать что то не потому что на них кричат, а потому что сотрудничество выгодней конфликта, ибо если конфликта нет, они могут сделать больше)
4. Осознание необходимости правил, как инструмента препятствующего конфликту
а это моя программа коррекции школьной тревожности
читать дальше
Программа
индивидуально-групповых занятий по коррекции школьной тревожности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
Одной из наиболее актуальных проблемАктуальность проблемы
современности является девиантное поведение детей и подростков. По данным МВД
РФ «каждый год подростками совершается 150 тысяч преступлений» [2.
стр 6]. Знакомство с психоактивными веществами в настоящее время происходит
значительно раньше чем раньше. Так «первые эпизоды курения приходятся на
возраст 11-12, первые пробы алкоголя - 13 лет, наркотических веществ - 14-15
лет» [1 стр. 631].
«Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств,
свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях» [2. Стр 13]. Одной
из наиболее характерных черт девиантного подростка - является повышенная
тревожность.
«Школьная тревожность - это одна из
типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог» [3. стр. 9].
Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярким признаком школьной
дезадаптации, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: учебу,
здоровье, общение (в том числе и за пределами школы) и общий уровень
психического благополучия.
«В современной психологии принято
различать тревогу и тревожность, хотя еще полвека назад это различие было
неочевидным» [3. стр. 12-13]. Так согласно психологическому словарю тревога -
это «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности
и проявляющееся в ожидании
неблагополучного развития событий» [4 стр.524]. В отличии от страха,
являющегося реакцией на конкретную угрозу, тревога беспредметна. Согласно этому
же словарю тревожность - это «состояние целесообразного подготовительного
повышения сенсомоторного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной
опасности, обеспечивающей соответствующую реакцию на страх [4 стр.524].
Можно предположить, что ранняя
диагностика и коррекция школьной тревожности может предотвратить развитие
школьной дезадаптации и девиантного поведения у подростков.
Цель программы: Снижение школьной тревожности
Задачи программы:
1. Формирование
навыков самовыражения
2. Создание
ситуации успеха
3. Разрядка
и проработка школьных страхов
4. Разрядка
и проработка страха несоответствия чужим ожиданиям
5. Развитие
коммуникативных навыков
6. Снижение
агрессии
7.Создание
позитивного образа школы
Методы
психокоррекции использованные в программе:
1. Игротерапия
2. Арт - терапия
3. Сказкотерапия
4. Психоконсультирование
Примечания:
1. В зависимости от причины тревожности темы занятий
можно менять местами.
2. Ведущий не должен избегать занятий «не по плану».
Наоборот он должен всячески стимулировать инициативу ребенка.
3. Ведущий должен, открыто говорить о своих чувствах
и эмоциях.
Длительность программы:
1.Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю, в
течении 3-х месяцев.
2. При проведении групповых занятий график
индивидуальных занятий не меняется, т.е. в одну неделю может быть и групповое
занятие, и индивидуальное.
3. Программа рассчитана на 13 академических часов (2
часа диагностика и 11 часов групповых занятий)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ |
Цель занятий (тема) |
Время |
Содержание занятий |
Стимульный материал |
Примечания |
45мин |
Диагностика школьной тревожности с помощью методики Филлипса |
Бланк с вопросами |
Тестирование проводится индивидуально. Перед тем как проводить тестирование, необходимо узнать у обследуемого, есть ли необходимость зачитывать вопросы вслух или он справится самостоятельно. Если ребенок этого захочет ему можно предоставить результаты тестирования |
||
1 |
Формирование мотивации на достижение успеха |
45мин |
Рисунок «Какой я?» Рисунок «Каким я хочу себя видеть». Рефлексия и обратная связь |
Фломастеры, карандаши, листы А4 |
Обязательно необходимо узнать что именно ребенок нарисовал и как он это интерпретирует |
2 |
Проработка школьных страхов (страха самовыражения) |
45мин |
«Страшная, страшная сказка» Рисунок на свободную тему Рефлексия и обратная связь |
Фломастеры, карандаши, Ручка, листы А4 |
|
3 |
Коррекция самооценки, Проработка школьных страхов. |
45мин |
Упражнение на проработку страха несоответствия чужим ожиданиям Упражнение на страх ошибки Рефлексия. Обратная связь |
||
4 |
Формирование навыков поведения на уроке. Проработка страха перед учителем |
45мин |
Ученику предлагается побыть в роли учителя. Участники предлагается сочинить страшную сказку про учителя Рефлексия и обратная связь |
||
5 |
Разрядка агрессии |
45мин |
Упражнение «Зоопарк», Упражнение «марионетка», Упражнение «Сверни шею» Рефлексия. Обратная связь |
||
6 |
Разрядка агрессии |
45мин |
Упражнение «Кия!!!» Рефлексия. «Обсуждение методов которым можно снять агрессию» Обратная связь |
Необходимы подушки и стол |
|
7. |
Формирование навыков самопрезентации |
45мин |
Упражнение «Объявление в газету». рефлексия Упражнение «Если бы я был вещью каким бы я был». Рефлексия обратная связь |
Лист А4 и ручка |
|
8 |
Осознание своих потребностей и способов их достижения |
45мин |
Рисунок на тему «Каким я хочу быть» Упражнение «Целепологание» Рефлексия. |
Фломастеры, карандаши, Ручка, листы А4 |
|
9 |
Групповое занятие Развитие коммуникативных навыков |
45мин |
Установление правил и норм поведения в группе. Упражнение на доверие Рассказ о правилах контакта Рефлексия обратная связь |
Необходимо большое помещение и бейджики |
|
10 |
Развитие коммуникативных навыков |
45мин |
Приветствие Закрепление пройденного. Космонавты и инопланетяне. Упражнение испорченный телефон. и сказать. Обсуждение. Рефлексия обратная связь |
||
11 |
Закрепление позитивного образа школы |
45мин |
Рисунок на тему что мне нравится в школе. Подведение итогов. Ритуальное закрытие программы |
Лист бумаги формата А4 Лист плотной бумаги формата А4 с надписью «Диплом» |
|
45мин |
Диагностика школьной тревожности с помощью методики Филлипса |
Бланк с вопросами |
Тестирование проводится индивидуально. Перед тем как проводить тестирование, необходимо узнать у обследуемого, есть ли необходимость зачитывать вопросы вслух или он справится самостоятельно. Если ребенок этого захочет ему можно предоставить результаты тестирования и обсудить с ним динамику и причины этой динамики |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1
Упражнение №1: Рисунок «Какой я?»Занятие №1
Цель: Диагностика субъективного восприятия себя подростком
Содержание:
Подросток должен нарисовать автопортрет и рассказать про него.
Стимульный
материал: Бумага А4, фломастеры, карандаши
Время: 15 мин.
Упражнение №2: Рисунок на тему: «Каким я хочу быть?»
Цель: Осознание собственных потребностей. Формирование мотивации на достижение успеха
Содержание:
Подросток должен нарисовать рисунок на тему каким он хочет видеть себя в
будущем, и рассказать про него. После выполнения первой половины задания ему
нужно задать вопрос «А что нужно сделать что бы быть таким»
Стимульный
материал: Бумага А4, фломастеры, карандаши
Примечание: Ведущий
должен сделать акцент на том, что для успеха нужны знания
Время: 20 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что было
интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Занятие №2
Упражнение №1 «Страшная страшная сказка».Цель: Проработка школьных страхов
Содержание: Ученику
дается задание сочинить страшную сказку про школу.
Примечание: Терапевт
должен акцентировать внимание на том что это должна быть страшная сказка и на
том что сказка должна быть безличная, т.е. В ней не называются имена, фамилии и
конкретные школы.
Время: 5 мин.
Упражнение №2: Рисунок на свободную тему
Цель: Проработка страха самовыражения
Содержание:Подросток должен нарисовать рисунок на свободную тему и рассказать про
то что на нем нарисовано
Стимульный
материал: Бумага А4, фломастеры, карандаши
Примечание: Перед
тем как ребенок начнет рисовать его необходимо предупредить что его рисунок не
будет никак оцениваться.
Время: 10 мин
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Занятие №3
Упражнение №1: «Что будет если...?»Цель: Коррекция самооценки
Содержание: ученику
предлагается придумать что будет если все те ожидания которые от него ждут не
сбудутся, а потом что будет если они
сбудутся
Примечания: Терапевт
должен эти ожидания утрировать, что бы показать их абсурдность
Время: 15 мин.
Упражнение №2. «Прогулка по полю»
Цель: Проработка страха ошибки
Содержание: Ученику
предлагается пройти по полю, по которому предварительно прошло стадо коров и
которое его унавозило. В конце упражнения психолог объясняет что благодаря
ошибкам мы развиваемся. Более того если мы будем избегать ошибок то мы просто
не сможем достигнуть цели.
Примечание:
Необходимо указать, на то что обойти это поле нельзя. Если клиент не
хочет идти, нужно акцентировать внимание, на том что тогда он не достигнет
цели.
Время:15 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Занятие №4
Упражнение №1 «Я учитель»Цель: Формирование навыков поведения на уроке
Содержание: Ученику предлагается побыть в роли учителя и провести урок
Примечание: Психолог на занятии должен вести себя недисциплинированно, утрируя поведения
ученика-хулигана. После проведения урока, необходимо что бы ученик рассказал о
своих чувствах которые возникли у него во время выполнения задания. После чего
необходимо поинтересоваться мнением подростка о работе учителя в этой школе.
Время: 15 мин.
Упражнение №2
«Страшная, страшная сказка».
Цель: Проработка школьных страхов
Содержание:
Подростку предлагается сочинить страшную сказку про учителя
Примечание: Терапевт
должен акцентировать внимание на том что это должна быть страшная сказка и на
том что сказка должна быть безличная, т.е. В ней не называются имена, фамилии и
конкретные школы.
Время: 20 мин.
Обратная связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Занятие №5
Упражнение №1 «Зоопарк»Цель: Снижение агрессии
Содержание: Ученику предлагается побыть в роли агрессивных животных. Он должен
походить, порычать. После упражнения подросток должен рассказать о своих
чувствах
Время: 10 мин.
Упражнение №2 «Марионетка»
Цель: Разрядка агрессии
Содержание:
Психолог выступает в роли марионетки, которую бьют, задача клиента
изображать удар избегая физического контакта. При
каждом ударе подросток должен говорить за то он бьет стоящего перед ним
человека
Время: 15 мин
Упражнение №3 «Сверни шею»
Цель: Разрядка агрессии
Содержание: Психолог сгибает руки в локтях ладони сжимает
в кулаки. И говорит клиенту «представь, что мои запястья - это шея твоего
врага. Твоя задача свернуть ее. Но при этом ты должен говорить то, что
чувствуешь. Если хочешь ругаться - ругайся
Время: 10 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание: Подросток говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Занятие №6
Упражнение №1 «Кия!!!»
Цель: Разрядка агрессии
Содержание: Ребята бьют по подушкам с криком «кия»
Время: 15 мин.
Терапевтическая беседа
Цель: Закрепление результатов предыдущих занятий.
Содержание:
Психолог рассказывает подростку про то, что агрессия - это запертая внутри него
энергия, и нужно научится эту энергию контролировать. После этого вместе с
ребенком порассуждать, какие техники работы с агрессией он знает (напомнить про
предыдущие занятия) и предложить повторить то упражнение которое ему понравилось
в прошлый раз
Время: 15 мин.
Обратная связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подросток говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Занятие №7
Упражнение №1 «Объявление в газету»Цель: Формирование и развитие навыков
самопрезентации
Содержание: Ученику
предлагают дать о себе объявление в газету. Все качества записываются на
бумагу. По окончании занятия эта бумага отдается ребенку
Стимульный материал: Ручка и лист формата А4
Время: 15 мин.
Упражнение №2 «Если бы я был вещью...»
Цель: Формирование и развитие навыков самовыражения
Содержание:
Подросток должен сказать, чем бы он был, если бы был вещью. После этого он
должен рассказать, какими качествами эта вещь обладает
Время 15 мин.
Обратная связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно было
успешным
Содержание:
Подросток говорит о том что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Занятие №8
Упражнение №1 «Каким я хочу быть»Цель: Осознание собственных потребностей
Содержание: Подросток должен нарисовать рисунок на тему «Каким я хочу быть». Посл
этого он должен рассказать про то что нарисовал
Время:15 мин
Упражнение №2 Целепологание
Цель: Осознание своих потребностей и способов их
достижения
Содержание: Подросток обозначает чего он хочет от жизни.
После этого подросток должен ответить на вопросы: Чего я хочу от жизни? С
помощью чего я смогу достигнуть этих целей?
Что я собираюсь сделать в этом году для того, что бы достигнуть своей
цели? А что я собираюсь сделать в этом месяце?
Время: 15 мин.
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание: Подросток говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Занятие №9 (групповое занятие)
Установление правил и норм поведения в группеЦель: Создание безопасной и рабочей обстановки в группе
Содержание: С ребятами обговаривается цель занятия
(сформировать и развить их коммуникативные навыки). Оговариваются правила
поведения в группе. Принятые правила записывают на листе бумаги. Каждый
участник говорит, как бы он хотел, что бы его называли в этой группе. После
чего ему дается бейджик.
Примечание: Правила поведения в группе не надо устанавливать
авторитарно. Ведущий предлагает ввести в группе правила, после чего выносит их
на голосование. Если большинство группы проголосовало «за» правило принимается, если «против» то правила
не принимаются. Если в группе ни за один вариант не набралось большинства, то
голосование за это правило переносят на конец занятия.
Стимульный материал: Лист А4, фломастеры карандаши,
бейджики
Время: 15 мин.
Упражнение №1 Слепой и поводырь
Цель: Создание обстановки доверия в группе
Содержание: участники группы делятся на подгруппы по два
человека. Один из них становится поводырем, другой находится в роли слепого.
Поводырь без слов 5 минут водит слепого по помещению. Потом они меняются
ролями. Для управления Поводырь кладет руку на плечо Слепому это означает, что
Слепой должен повернуть (в зависимости от плеча на которое кладется рука,
слепой поворачивает направо или налево) либо водит рукой по спине Слепого (в
зависимости от того, куда направлена рука вверх или вниз, слепой идет вперед
или назад). После этого упражнения, необходимо провести обсуждение. Ребята
должны ответить, «В какой роли они чувствовали себя комфортней и почему»?
Примечание: Если одному участнику не хватило пары,
ведущий становится с этим человеком в пару
Время: 15 мин.
Четыре правила контакта
Цель: Развитие
коммуникативных навыков
Содержание:
Подросткам рассказывается о 4-х правилах
которые создают контакт с окружающими:
1. Ввести
человека в поле своего внимания человека, с которым ты хочешь контактировать
2.Проявить к этому человеку интерес
3.Поверить в то, что контакт возможен.
4.Проявлять взаимное уважение
Стимульный материал: Листы формата А4
Примечание: Желательно что бы ребята сами приходили к
этим правилам. Для этого ведущий, должен приводить примеры, из которых ребята
могут сделать выводы. Например: К первому правилу приводится история о том как
беседуют два учителя, с ними здоровается ученик, а они настолько увлечены разговором
что не замечают его. Ко второму правилу приводится история с улицей. Мы идем по
улице и видим других, но мы не хотим с ними вступать в контакт. К третьему
правилу приводится пример, с тем как некоторые люди разговаривают со своими
машинами. К четвертому правилу приводится история о мальчике, которому очень
хотелось обратить на себя внимание девочки. И поэтому он постоянно дергал ее за
волосы, обзывал, пинался, но ничего не получалось.
Время: 15 мин
Обратная связь
Цель: Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подростки говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 15 мин.
Занятие №10 (групповое занятие)
Упражнение №1 ПриветствиеЦель: Настрой на работу в группе
Содержание: Каждый участник группы должен предложить свой
способ поздороваться, а остальные должны его повторить.
Время: 5 мин
Повторение пройденного
Цель: закрепить материал, полученный на предыдущем
занятии
Содержание: Вспоминаем 4 правила контакта
Время: 5 мин.
Упражнение №2 Космонавты и
инопланетяне
Цель: Развитие коммуникативных навыков
Содержание: Группа делится на две подгруппы: Космонавтов и
Инопланетян. Задача
космонавтов вступить в контакт с Инопланетянами. Контакт возможен, только если
космонавты поймут два правила, при которых инопланетяне идут на контакт. Два
правила заключаются в следующем:
Пока между Космонавтом и Инопланетянином нет
тактильного контакта, Инопланетянин не смотрит на Космонавта
Пока Космонавт не улыбается, на любой его вопрос
Инопланетянин отвечает «нет», когда же Космонавт улыбается, на любой его вопрос
Инопланетянин говорит «да».
Примечание: Нужно акцентировать внимание космонавтов на том,
что если они не будут заинтересованы в достижении успеха и внимательны к
инопланетянам, то они не достигнут цели.
Время: 20 мин.
Упражнение №3 Испорченный телефон
Цель: Развитие коммуникативных навыков
Содержание: Ребята садятся в круг.
Одному из них ведущий на ухо говорит фразу. Дальше он ее шепотом передает
другому участнику. И так по кругу.
В конце
ведущий должен акцентировать внимании на том, что мы иногда слышим совсем не
то, что хотел сказать тот кто говорил.
После этого ведущий спрашивает, а бывали ли с участниками группы такие
ситуации, и если да, то приводило ли это к каким либо проблемам
Время: 10 мин.
Обратная
связь
Цель:
Подведение кратких итогов занятия. Получение информации о том насколько оно
было успешным
Содержание:
Подростки говорит о том, что ему было интересно, что было важно, а что было
трудно на этом занятии. После чего психолог говорит, что было важно ему, что
было интересно, а что было трудно
Время: 10 мин.
Занятие №11
Упражнение №1 Что мне нравится в школеЦель: Закрепление позитивного образа школы
Содержание: подросток должен нарисовать рисунок на тему что мне нравится в школе. После
чего рассказать про него
Время: 15 мин.
Подведение итогов
Цель:
Закрепление всех полученных знаний
Содержание:
Психолог с подростком анализируют, что получил подросток от этих
занятий.
Примечание: Психолог
может поделится с подростком тем, что
для него было важно в этих занятиях и получил ли он в них что то новое
Время: 15 мин.
Ритуал прощания
Цель:
Обозначить конец программы
Содержание:
Подросток получает диплом в котором прописываются все то чему он
научился за время проведения программы
Время: 15 мин
Список использованной литературы
1. Егоров А.Ю. Клинические основы наркоманий и токсикоманий в подростковом возрасте//Руководствопо аддиктологии/ Под ред. Проф. В.Д. Менделевича. Спб.: Речь, 2007. 768 с 2. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. -Спб.: Речь, 2007. 368с
3.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика,
коррекция. - Спб.: Речь, 2007. 248 с., ил.
4.Психологический словарь. 3-е изд., доп. И перераб./Авт.сост. Копорулина В.Н.,
Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Ростов н/ Д: Феникс, 2004 640 с. (Серия «Словари»)
5. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/В.И.Лубовский,
Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр.
М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
@темы: Рабочие будни
Одна моя знакомая - преподаватель начальных классов в коррекционной школе. Первые полгода работы она возвращалась домой - и плакала.
1. Я постоянно кручусь в среде психологов (это помогает получить поддержку и поговорить на тему)
2. работаю в тройках (помогает проработать проблемы возникшие в школе)
3. Я не собираюсь их спасать. Я всего лишь создаю условия в которых они получают возможность вылети из проблем. А могут и не вылезти - это их право. Грубо говоря догнать, причинить добро и нанести справедливость не наш метод
Я преподаю обычным детям - и то срываюсь переодически.
И разбивка по минутам у меня почти всегда мимо. До сих пор не научилась, только к концу программы уже могу предсказать, сколько на самом деле минут на что уйдет.
Это официальное название модели концепция модели Я про эти модели писал, и у себя и на аддиктолог.ру
Ну как я сказал у меня очень простая структура занятий
Вообще то каждый раз по разному, но вот общая схема 1. Мы выбираем кто сегодня будет вести круг новое и хорошее 2. Они рассказывают свое новое и хорошее за неделю 3. Они озвучивают чем хотели бы заняться (обычно возникает 3, 4 предложения) 4. Голосуют 5. играют 6. После игры говорят что для них было трудно, важно и интересно
И что самое смешное работает
Информация хорошая, спасибо, я это упустила. (это про жизненные навыки)
Читайте, комментируйте и рекламируйте аддиктолог ру... и будет вам счастье
Так и хорошо что и наигрались... мои то еще нет
я как-бы тоже ждала, что они раскачаются и все пойдет само собой, но актив выпустился, а маленьким пока хочется играть только в одни и те же старые игры, им еще не хочется творить.
Так пусть играют.... Я бы только предлагал что то новое. Если не хотят их право. Не надо им всучивать то к чему они еще не готовы. Если они хотят играть в мафию год, пусть играют - это их право
Ну это мое имхо
Разумеется, мы все равно играем в мафию, но по крайней мере не только в мафию.
и для небольших компаний, человек на 10.
Попробуй с ними в групповые страшные сказки играть... В школу, в поход в кафе (пусть сами придумают роли и их сыграют) мы как то в детском доме проводили занятия и в результате у нас получилась марсианская православная церковь с монахинями, прихожанами, Сотоной, Марсианским сотоноежкой и Батюшкой (в моем исполнении) который кричал Изыди СОТОНА!!!!