читать дальшеЛюбительская курсовая по прикладной экономике
ДЛЯ НАЧАЛА попробую вспомнить, как описывали финансовую пирамиду в школьных учебниках: Итак, в одной деревне открылся магазин велосипедов. И владелец повесил объявление об особом праздничном мероприятии в связи с открытием. Каждый желающий может прийти и купить велосипед за 10 рублей (при том, что нормальная цена велосипеда - 80 рублей). Раз это было, когда я еще учился в школе, то цены указаны еще советские. Итак, нашелся желающий на велосипед. Он пришел в магазин, заплатил 10 рублей и получил...нет, не велосипед. Он получил 7 ярких талонов с рисунком велосипеда и надписью "велосипед за 10 рублей". Эти талоны хозяин магазина предложил ему продать семи знакомым по 10 рублей каждый, потом вернуться в магазин, доплатить 70 рублей в добавок к 10 уплаченным и получить велосипед. Ну, мужик в селе известный, 7 собутыльников, для пристройки талонов он легко нашел, и получил заветный велосипед. Но теперь следующим семерым обладателям талонов нужно уже 49 страждующих велосипеда, и вот уже кто-то поехал в соседнее село, кто-то сел на поезд и доехал до города, чтобы пристроить талоны городской родне.....Очевидно, в какой-то момент очередной страждущий дешевизны обнаруживает, что все люди в мире делятся на три категории: те, у кого уже есть велосипед, те, кто никогда не желал и не желает покупать велосипед, пусть и за 10 рублей, и тех, у кого уже есть яркий талон с рисунком велосипеда и надписью "велосипед за 10 рублей", и кто сам хочет пристроить куда-нибудь еще 7. Главное, магазин тут совершено не при чем - его владелец сэкономил только на рекламе. Количество пострадавших в точности равно количеству счастливых приобретателей велосипеда - в смысле пострадавших в семь раз больше, это количество их денег равно.
ТИП ПИРАМИДА КЛАССИЧЕСКАЯ. Если хозяин велосипедного магазина не при чем, то можно поиграть в пирамиду без велосипедов, просто передавая друг другу деньги и вовлекая в пирамиду новых участников. В частности, такая пирамида может быть многоярусной. Свеже вовлеченный участник отдает деньги не тому, кто привлек его, а другому человеку. Тому, который стоит во главе списка, переданного ему вовлекателем. И сам он получит деньги не тогда, когда найдет новых участников пирамиды а гораздо позже. Когда эти новые участники сами выстроят свои пирамиды. Схема роста прибыли, которую рисуют каждому агитируемому на вступление в игру похожа на пирамиду - отсюда и название. Чем больше у пирамиды ярусов - тем выше теоретически возможная прибыль каждого участника и тем меньше его реальный шанс получить хоть что-то. Тут, как в предыдущем примере с велосипедами, количество участников ограничено (пусть хоть и 6.000.000.000 земного населения) а количество потраченных участниками денег в точности равно количеству денег, приобретенных другими участниками.
ТИП МММ, ОШИБОЧНО ИМЕНУЕМЫЙ ПИРАМИДОЙ А вот пресловуто известная фирма Мавроди к пирамиде никак не относится - это скорее фирма однодневка, аккумулирующая средства населения. В наиболее распространенном случае такая фирма собирает деньги под обещание высоких процентов, либо под обещание высокооплачиваемой и легкой работы, либо под обещание квартиры по дешевке - список можно продолжать до бесконечности либо самим дополнить его чем-нибудь свежим. Когда такая контора собирает с людей определенную сумму, она....тут есть три варианта: Либо директор фирмы сбегает за границу со всеми деньгами. Либо фирма закрывается, а ее директор увольняется, чтобы через месяц открыть другую такую же. Вкладчик же деньги давал под проценты фирме а не ее директору - вот пусть с исчезнувшим юридическим лицом и разбирается. Либо обманутому дольщику предлагается внимательно посмотреть в подписанный им контракт, где мелкими буквами написано, что деньги свои он фирме подарил, никто ему ничего не должен и все по закону. К этому третьему типу относится МММ, акции которой росли как на дрожжах только в рекламе. "Сегодня Леня Голубков купил новые сапоги, завтра шубу жене а через неделю трактор...." На самом деле за два года свободной котировки акции АО поднялись с 950 где-то до 1050 номиналов, с учетом тогдашней инфляции не так уж и много. А в один прекрасный день было объявлено, что акции стоят в 1000 раз дешевле, чем накануне, и никто никому ничего не должен, ибо акции свободно продаются и покупаются по плавающему курсу. Сведенья об МММ могут быть неточными, я их выдаю по памяти. Вариантов уклонения фирмы однодневки от уплаты может быть больше трех, и все время изобретаются новые. Например человеку предлагают надомную работу: Он платит деньги фирме за исходный материал, приносит материал домой, делает там из него готовый товар, а когда возвращает этот товар в фирму, то там его отказываются принимать. Ссылаются на то, что человек что-то неправильно сделал и товар некачественный.
ПИРАМИДА НА ТОВАРЕ ПОСТОЯННОГО СПРОСА, типа AGEL либо более известного HERBOLIFE. В основе классическая первая схема с велосипедами. Производитель экономит только на рекламе, а распространители зарабатывают деньги, перепродавая товар друг другу. Причем количество денег постоянно, то есть сколько денег одни участники пирамиды заработают, ровно столько другие потеряют. Отличие в том, что велосипеды - товар покупаемый разово, а герболайф - пищевая добавка постоянного употребления. Перестанешь ее жрать - растолстеешь (а неча было кастрировать - вот кот и не потолстел бы ). Таким образом, раз найдя себе покупателя распространитель товара будет получать с него деньги до бесконечности. (Это он так думает, что до бесконечности, как на самом деле - смотри ниже). Небольшой но постоянный доход без текущих вложений усилий. Если распространитель найдет себе много покупателей - то и постоянный доход будет большим. У AGEL даже слоган такой есть :"построй свой водопровод, по которому к тебе потекут деньги". Второе якобы отличие "мягкой" пирамиды - это то, что товар съедобный. Если ярким талоном с изображением велосипеда можно было только подтереться - то герболайфом можно питаться и самому, даже если ты его никому не продаешь. На самом деле обладатель яркого талона мог сам доплатить к нему недостающую сумму и купить велосипед за полную стоимость. Точнее, гораздо дороже полной стоимости, ибо платил за себя и за того парня, который пришел в магазин первым и уехал на дешевом драндулете. Аналогично, покупатель пищевой добавки переплачивает в пользу сетевых торговцев. Чем этих сетевых торговцев над ним больше и чем выше доходы у этих торговцев - тем больше шанс, что однажды потребитель зайдет в аптеку и найдет себе замену. Еще такой интересный факт: вовлекая неофита в пирамиду продавец агитирует новичка стать не просто потребителем но распространителем товара. Расхваливает не как это вкусно и полезно а как это выгодно. Причина очевидна: простой потребитель будет есть продукт в один рот, а потребитель-распространитель в десять-двадцать или сколько он там нарекрутирует. Отрицательные последствия для продавца так-же очевидны, хоть и не сиюминутны. Чем больше я набрал себе клиентов - потребителей продукта, тем следовательно больше у меня финансовый опыт и тем больше комиссионных я плачу своему поставщику. Следовательно тем больше у меня желание и возможности выйти на поставщика своего поставщика и "закоротить цепочку". Не только кинуть своего продавца, уйдя от него со всем деревом своих клиентов, но и стать ему конкурентом в деле привлечения новых людей в приамиду. Таким образом стабильным является доход только производителя пищевой добавки, или что там за товар. Доход распространителей не является постоянным и напрямую зависит от количества потребителей, которые этот товар тупо жрут. Что касается ГЕРБОЛАЙФА, существующего уже 30 лет, то тут выработалась стабильная система. Завод производитель в Америке, много тупых и жирных америкосов, которые его потребляют, и минимально необходимое количество распространителей, просто чтобы сеть работала. Всех лишних из сети распространителей уже выжили. Плюс один два, пытающих жить за счет завоевания новых рынков сбыта. Помнится, в начале девяностых у нас в Питере пытались активно этот герболайф толкать, да только бестолку. Ожирение не относится к национальным болезням Россиян.
ТО ЖЕ, ЧТО В ПРЕДЫДУЩЕМ СЛУЧАЕ, НО ТАВАР ФИКТИВНЫЙ Помнится, как то, не очень уж давно, предложили мне подключиться к программе позволяющей почти бесплатно использовать компьютер вместо телефона. Один в один Skype, отличие в том что скайп бесплатный, а эта фирма просила определенную (не очень большую) сумму за регистрацию и еще сколько-то каждый месяц в качестве абонентской платы. Зато заплатив вступительный "партнерский" взнос (в несколько раз больше, чем пользовательский) можно было стать распространителем, подключать к программе новых клиентов и брать комиссионные с их вступительных взносов и абонентской платы. На мой робкий вопрос, что зачем я буду за деньги подключаться к их компании, когда есть бесплатный скайп, мне железобетонно ответили, что зато на распространении скайпа заработать нельзя. Были (и есть) еще много различных баннеров на тему "заработай в Интернете уже сейчас", вы ребята тоже их наверняка читали и с какими-то из схем знакомы. Считать такой способ заработка аналогом пирамиды герболайфа или мошеннической фирмы Мавроди или чем-то средним? И так ли велика разница?
ВЫВОДЫ Мои рекомендации, и чем я сам руководствуюсь: Если хочешь зарабатывать бизнесом - изучи хотя бы базовый курс экономики сначала, и не от тех, кому собираешься отдавать последние деньги. Учеба может оказаться слишком дорогой. Если хочешь зарабатывать в торговле - иди в ближайший супермаркет и наймись в поломойщики. Авось - да вырастешь до генерального директора. Если хочешь участвовать в пирамиде - построй свою, не вкладывая кирпичи в чужую. Если хочешь улучшить свое здоровье - обратись к врачу. А если влип в маркетинговую сеть - строй свою схему не только вниз (вербуя новых участников), но и вверх, закорачивая цепочки.
@темы: аналитика, Перебирая четки