Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость

Накануне в Москве состоялась пресс-конференция авторов и оппонентов так называемого "письма десяти" – послания 10 российских академиков Владимиру Путину, в котором они выразили свою обеспокоенность "клерикализацией страны" и, в частности, инициативой ввести в школах предмет "Основы православной культуры". Сегодня один из авторов письма, директор Гематологического научного центра РАМН Андрей Воробьёв ответил на вопросы канала "Вести".
читать дальше


- У вас сложилось впечатление после встречи, что церковь, пусть и возмущена вашей позицией, пусть не согласна, но готова ее обсуждать, готова вести какую-то вот равноправную дискуссию?


- Церковь не готова к дискуссии, и ни о каком равноправии речь не идет. Равноправие может быть тогда, когда все конфессии между собой согласны, и они выступают с какой-то позицией. Сегодня нам предлагают в многонациональной стране, где православные не составляют большинства (хотя они это утверждают), преподавать православие. Почему православие? А буддизм? А католичество? А ислам? Их-то побольше. Это отжиг. Конечно истинно православных (соблюдающих все посты и исполняющих все заповеди) у нас где то от 4 до 10%, мусульман около 3% будистов еще меньше, зато атеистов около 30%. Так что доля истины в его словах что атеистов в нашей православных в нашей стране не большинство есть

Церковь никогда после революции не преподавала в школе, и это правильно, потому что все, что нужно узнать о религии, можно узнать из книг Священного писания. Наша Православная церковь находится в довольно тяжелом противоречии с Евангелием. Во-первых, возлюби врага своего. А вы так ополчились: мне сказали, что даже вышла молодежь с требованием сжигать ученых. Может быть, это так, но это средневековье. Значит, не нужно сегодня дальше раскалывать страну. И так ее уже низвели до петровских границ, якобы случайно, и якобы она сама распалась. Сама не распадалась. Все просятся обратно. Но это уже политический вопрос. Но раскалывать на религиозной почве, на той почве, на которой были уничтожены тысячи людей, - это ведь Варфоломеевская ночь во Франции, а у нас раскольничество и самосожжение. Зачем нам это сегодня? Не нужно. И у Церкви очень много проблем, как у нас у всех, и мы можем найти общий язык. У нас страшная пыточная русская тюрьма, созданная Николаем I, и до сих пор живет. До сих пор полны страницы этого ужаса. Давайте вместе возьмемся и это ликвидируем.


- Андрей Иванович, а как вам заявление, которое Андрей Кураев сделал в эфире нашего канала? Он сидел на этом же стуле, где вы сейчас сидите, и сказал о том, что они-то сами, вот дословно, "попы, в школу не рвутся", что есть спрос, на который они адекватно реагируют. Может быть действительно: вот вам, может быть, кажется, что не надо преподавать основы православия, а может быть, действительно спрос так велик?


- Конечно, найдутся те, кто хотят (не дети, детей я хорошо знаю), чтобы им преподавали основы православия. Хотя это может быть вполне факультативный курс. Вряд ли есть основы православия, которые будут опираться на книги - на Библию или на Евангелие: там нет православия. Но я уже говорил: а что делают на Украине? Там три Православных церкви. Три будут преподавать? Но там же и ислам есть. Четвертый - ислам? - Ну, сейчас речь идет о России.

- А Россия еще к тому же и буддистская, три республики буддистские в России. И вот это мы все вывалим в школе. Договорились – "попы не рвутся", но ведь они говорят, что надо позволять учителям преподавать. Вот мне не нравится органическая химия. Давайте ее уберем, заменим православием. Кого мы выпустим из школы? Да школьные часы они такие, из ниоткуда не беруться
Лучшая педагогическая система и лучший уровень образованности выпускников нашей школы был в советское время и пока еще, хотя и деградирует очевидно, но сохраняется. Зачем делать хуже? Нам суют в нос какую-то Болонскую систему. Советскому выпускнику трудно общаться с заграничным ученым: тот невежда, он не много читал, он не знает истории. Он знает узенький свой раздел. Вы подумайте: на всех Олимпиадах мира наши математики, наши физики занимают первые места. Ну, давайте по православию они там будут что-то говорить. Не будут! Не нужно это. Мы низводим, мы унижаем религию попытками в нее войти. Это не административные органы. Верно подмечено!!! Действительно человеку который верит по настоящему, светское образование помехой не станет, а если станет, то значит он верит не по настоящему, неискренне. А зачем нужна неискренняя вера?. Преподавание – это формирование идеологии. Не нужно этого делать.


- Меня как раз очень интересно ваше мнение по поводу, как вы сами сказали сейчас, "вхождения в административные органы". Как вы считаете, а вот так активно выражать свою позицию, так активно предлагать ввести новый предмет в школе Церковь могла бы без какой-либо поддержки государства? Или все-таки она ее чувствует?

- Не могла бы. Потому что она востребована членами правительства. Но это не значит, что она востребована народом. Членами правительства бывали разные люди. И расстрелы членами правительства санкционировались когда-то. И Церковь благосклонно кивала головой. Я их не обвиняю в этом. Это чиновники от Церкви, это не Церковь. Есть идеология христианства, не надо его так уж дробить. А есть административные товарищи, административные чиновники от Церкви. Это ведь все другое. Зачем же путать? И вот у меня никаких корректив Нагорной проповеди нет. Я ее абсолютно разделяю. Она древняя, там есть какие-то, ну, устаревшие может быть - не морально-этические понятия, - а отсылки к тем временам. Это естественно. Это изумительное произведение человеческой культуры. Он же сказал: я пришел не изменить, а исполнить. Он это сказал по поводу иудаизма. По поводу основы тех религий, которые мы имеем. Это иудаизм - коренной. Потом - христианство. Потом - ислам. Христианство распалось на множество религий – и лютеранство, и протестантизм лютеранский, кальвининский, англиканский и Бог весть какой. И с православием то же. Я знаком с сектами.


- Может быть, стоит в школе рассказывать про все религии? Как вы относитесь к идее вести не "Основы православной культуры", не "Основы православия", а "Основы религии"? То есть говорить на равных обо всех течениях?

- Это, конечно, хорошо. Конечно. И мы, кстати говоря, в усеченном виде это проходили в школе.


- Ну, скорее, в институте, да? Вот у нас в университете.

- Нет, не в школе. Я старше. Не в школе. Но, конечно, Библию в руки нам не давали. А сейчас она открыта. Я ее с удовольствием читаю. Ну, это настольная книга. Это история мира. Замечательная история мира. И, конечно, это надо проходить в школе. Но не преимущественно какое-то православие, народность; мы уже это прошли в начале века. И сделали на этой основе две революции. Кровь. Это всегда грандиозные кровавые потоки. Крестовые походы, инквизиции, сожжение – это все на идеологической базе религиозных деятелей. Но это не имеет никакого отношения к христианству.


- Еще одно было сделано заявление о том, что православие поможет большому количеству приезжающих сейчас в Россию иммигрантам узнать нашу культуру. И, таким образом, это их сблизит; и, таким образом, это очень актуальное предложение. И церковь просто реагирует на потребу сегодняшнего дня.


- Давайте только точно цитировать. Мой коллега по дискуссии сказал: для того, чтобы ступить на эту землю и стать гражданином, сдавать экзамен по русскому языку и православной культуре. Будьте добры лишить меня гражданства. Я не знаю ни что такое православная культура, ни как этот экзамен будет связан с национальным, этническим и религиозным положением приезжающего. Такая мысль - воинствующая мысль и опять дискриминирующая мысль: "нам эти неправославные не нужны". Нет, друзья мои, не надо войны нам, не надо. Хватит разделяться. Страну надо собирать, а не разбирать. Уже "доразобрались" до того, что портов не осталось у страны. Куда там разбираться? Ну, как мы сейчас отколем ислам? Ну и что у нас останется? Им-то от этого ноль выигрыша. Вы посмотрите на гастарбайтеров. Это же ужас что творится в стране. И нам вместе с Церковью - ученым и идеологам христианского мировоззрения (это христианская вера, и я к ней отношусь с огромным уважением), нам вместе нужно бороться против античеловеческих условий на наших стройках. Нам нужно и можно многое вместе сделать. Смотрите: вымирает страна. Бесплодие сплошь и рядом. А для того, чтобы помочь женщине забеременеть искусственно, выкладывай тысячу долларов. Откуда у нее? Лучше бы вместе с наукой подумали.


- А знаете, что еще говорят по поводу вашей дискуссии о том, что Православная церковь просто очень активно отстаивает свои интересы, очень активно отстаивает свою позицию? Вот почему, например, мусульмане не идут и не говорят: давайте преподавать в школах? Может быть, им стоит вести себя активнее? И те же буддисты? Может быть, им стоит вести себя активнее, приходить и говорить: давайте в школах преподавать буддизм?

- Ну, я бы им совета такого не давал, если у них ума хватает этот вопрос не поднимать.


- Просто вам кажется, что у тех просто "хватает ума", как вы говорите?

- Думаю, что хватает ума. Богу – богово, кесарю – кесарево. Это жесткая позиция Христа. Точно так же, как очень жесткая позиция: творите молитву тайно. Не уподобляйтесь фарисеям, которые афишируют (я боюсь обидеть наших священнослужителей), которые, так сказать, мягко выражаясь, игнорируют этот совет. А это глубинный совет. Глубинный! В Евангелии от Марка вы помните первую заповедь? Первая заповедь в этом Евангелии – не прелюбодействуй. Они не случайно это говорили, потому что та мораль, которая сегодня насаждается (реально; на словах можно говорить другое) приводят к крайне беспорядочным, простите, половым связям и к бесплодию женщины. Мы знаем механизм этого бесплодия. Нам можно найти общий язык с Церковью по многим вопросам.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=133924">
http://www.vesti.ru/doc.html?id=133924href="www.vesti.ru/doc.html?id=133924"; mce_href="www.vesti.ru/doc.html?id=133924">;



обсудить эту тему можно здесь



@темы: Религия, Атеизм, СМИ