Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Недавно натолкнулся на статью на тему "кто спасет нас от психически больных?". В статье была куча эмоций, передергиваний, искажений и вдобавок, до кучи была добавлена тема инклюзии. В общем каша получилась знатная.
Ну и решил я тоже на эти темы написать. Но не с позиции "это хорошо, а это плохо", а с позиции "почему оно так?"
И начну я с темы, которая близка многим учителям и родителям, темы инклюзии.
Для того, чтобы понять, эту тему, нам нужно вернуться в 2012 год (а именно 29.12.2012). Именно в этот год закон об образовании (273 ФЗ) был приведен в соответствие с 43 статьей конституции РФ (пункт 2). В результате в 273 ФЗ появилась статья 66, в которой было прописано какие уровни образования являются обязательными для детей
Но тут возникла коллизия. Дело в том, что государство обязано обеспечить образование для всех, в том числе и для детей с ОВЗ, но вот возможности его ограничены. Что я имею ввиду?
В мегаполисах есть куча образовательных учреждений, которые работают по программам для детей с ОВЗ. В СПб, в каждом районе есть школы для детей с нарушением интеллекта и ЗПР. Есть школы для детей с нарушением слуха и зрения, есть даже отдельные школы для детей с поражением опорно-двигательного аппарата ("Динамика" и "Озерки"). Но СПб - это мегаполис, в котором каждый район - это в среднем 500 т. жителей. А в РФ куча населенных пунктов, где есть дети с ОВЗ, но количество жителей ощутимо меньше. А значит делать отдельную образовательную организацию под таких детей нецелесообразно. Казалось бы выход есть, делать такую организацию в райцентрах. Но и до райцентра нужно добраться, что очень неудобно. Например двое моих учеников было из ПГТ Ленобласти, а школа в которой я работаю принадлежала СПб. Но при этом ехать в школу в СПб нужно 15 мин, а школу райцентра 1ч. 15 мин (и это на машине, а если машины нет). И наверняка нашлись бы чиновники которые сказали - это проблема родителей. Но фишка в том, что мотивация принятия закона была следующая:
- Родителям ребенка с ОВЗ нет необходимости постоянно сидеть с ним (ребенком) дома, а значит они могут идти работать, участвовать в экономической деятельности и платить налоги (а обычно семьи в которых появляется ребенок с ОВЗ - это самый работоспособный возраст 25-35 лет)
- Родителям ребенка с ОВЗ необязательно отдавать ребенка в ДДИ, чтобы продолжать участвовать в экономической деятельности
- Повышается вероятность, что семья ребенка не распадётся и заведет второго ребенка.
В общем возникает вопрос, как быть. Специальные педагоги нужны везде, а строить специальные образовательные учреждения везде нецелесообразно. Сажать всех ОВЗ на надомное обучение и присылать педагогов коррекционных школ на дом? Можно но очень невыгодно (как по времени, так и по оргресурсам). В результате решили идти следующим путем:
Ребенка с ОВЗ можно зачислять в ближайшую школу. Но (!). В этой школе должны быть созданы условия: кадровые (педагоги должны пройти обучение, там должны быть профильные спецы и т.д.), средовые и т.д. Были продуманы механизмы как сделать так, если нужных спецов в школе нет. За каждым особым ребенком в школу приходили большие деньги
Но... Как всегда вмешалась жизнь
1. Создать среду не так сложно, если есть финансы а они были
2. Обучить людей можно. На помощь пришли дистанционные методы (про качество такого обучения промолчим, там все по разному)
3. Самым сложным этапом оказался организационный. Получилась ситуация дикой инклюзии. В заключении прописан тьютор, а его не берут. В документе прописана индивидуальная программа, а гонят и спрашивают по общей. Вместо снижения количества детей в классе, кидают в переполненный
Т.е. по деньгам все решили можно делать, но внизу организовано из рук вон плохо. Естественно это встретило негативную реакцию и сформировало негативные установки.
Причем наиболее негативно к инклюзии настроены специалисты с педстажом в 10-15 лет (данные с одной конференции). Т.е. по "золотой фонд", у которого с одной стороны есть опыт и знания, а с другой энергия и новые идеи
Ну и решил я тоже на эти темы написать. Но не с позиции "это хорошо, а это плохо", а с позиции "почему оно так?"
И начну я с темы, которая близка многим учителям и родителям, темы инклюзии.
Для того, чтобы понять, эту тему, нам нужно вернуться в 2012 год (а именно 29.12.2012). Именно в этот год закон об образовании (273 ФЗ) был приведен в соответствие с 43 статьей конституции РФ (пункт 2). В результате в 273 ФЗ появилась статья 66, в которой было прописано какие уровни образования являются обязательными для детей
Но тут возникла коллизия. Дело в том, что государство обязано обеспечить образование для всех, в том числе и для детей с ОВЗ, но вот возможности его ограничены. Что я имею ввиду?
В мегаполисах есть куча образовательных учреждений, которые работают по программам для детей с ОВЗ. В СПб, в каждом районе есть школы для детей с нарушением интеллекта и ЗПР. Есть школы для детей с нарушением слуха и зрения, есть даже отдельные школы для детей с поражением опорно-двигательного аппарата ("Динамика" и "Озерки"). Но СПб - это мегаполис, в котором каждый район - это в среднем 500 т. жителей. А в РФ куча населенных пунктов, где есть дети с ОВЗ, но количество жителей ощутимо меньше. А значит делать отдельную образовательную организацию под таких детей нецелесообразно. Казалось бы выход есть, делать такую организацию в райцентрах. Но и до райцентра нужно добраться, что очень неудобно. Например двое моих учеников было из ПГТ Ленобласти, а школа в которой я работаю принадлежала СПб. Но при этом ехать в школу в СПб нужно 15 мин, а школу райцентра 1ч. 15 мин (и это на машине, а если машины нет). И наверняка нашлись бы чиновники которые сказали - это проблема родителей. Но фишка в том, что мотивация принятия закона была следующая:
- Родителям ребенка с ОВЗ нет необходимости постоянно сидеть с ним (ребенком) дома, а значит они могут идти работать, участвовать в экономической деятельности и платить налоги (а обычно семьи в которых появляется ребенок с ОВЗ - это самый работоспособный возраст 25-35 лет)
- Родителям ребенка с ОВЗ необязательно отдавать ребенка в ДДИ, чтобы продолжать участвовать в экономической деятельности
- Повышается вероятность, что семья ребенка не распадётся и заведет второго ребенка.
В общем возникает вопрос, как быть. Специальные педагоги нужны везде, а строить специальные образовательные учреждения везде нецелесообразно. Сажать всех ОВЗ на надомное обучение и присылать педагогов коррекционных школ на дом? Можно но очень невыгодно (как по времени, так и по оргресурсам). В результате решили идти следующим путем:
Ребенка с ОВЗ можно зачислять в ближайшую школу. Но (!). В этой школе должны быть созданы условия: кадровые (педагоги должны пройти обучение, там должны быть профильные спецы и т.д.), средовые и т.д. Были продуманы механизмы как сделать так, если нужных спецов в школе нет. За каждым особым ребенком в школу приходили большие деньги
Но... Как всегда вмешалась жизнь
1. Создать среду не так сложно, если есть финансы а они были
2. Обучить людей можно. На помощь пришли дистанционные методы (про качество такого обучения промолчим, там все по разному)
3. Самым сложным этапом оказался организационный. Получилась ситуация дикой инклюзии. В заключении прописан тьютор, а его не берут. В документе прописана индивидуальная программа, а гонят и спрашивают по общей. Вместо снижения количества детей в классе, кидают в переполненный
Т.е. по деньгам все решили можно делать, но внизу организовано из рук вон плохо. Естественно это встретило негативную реакцию и сформировало негативные установки.
Причем наиболее негативно к инклюзии настроены специалисты с педстажом в 10-15 лет (данные с одной конференции). Т.е. по "золотой фонд", у которого с одной стороны есть опыт и знания, а с другой энергия и новые идеи
Идея включения в нормокласс детейс УО - абсолютно мертворожденная. Это контрпродуктивно и никому не полезно. Дети без УО инклюзированные в нормокласс учится могут, но есть проблема из за разницы программ и необходимости создать для ребенка с ОВЗ специализированную среду.
Лучше всего дети учатся в автономных классах
Zlobnoe Zverushko, ирваго, а я соглашусь. Инклюзия не должна быть по принципу перескоков через уровень. Ну или водить на некоторые совместные уроки (та же физра например)
Более того, компенсированный ребенок с пограничной лёгкой уо в принципе неплохо может устроится в класс с ЗПР (при определенных условиях).
А ребенок с пограничной умеренной уо может встроится в класс легкой уо
И да, в идеальном мире ребенок с паллиативные статусом будет заниматься , с человеком который имеет знания и желание с таким ребенком работать (я слишком часто сталкивался с ситуацией когда специалисты не только не знали как работать с ТМНР, но и не хотели этому учиться, считая все это бесмысленным,).
И уж тем более не должно быть ситуаций, когда ребенка с лёгкой УО сажают в класс ТМНР ( это вообще была история за гранью добра и зла, особенно когда оказалось что у парня ЗПР).
Да и ситуаций, когда "особого ребенка" берут под опеку ради пенсии тоже быть не должно (знаю я историю...)
Но... Мир не идеален
У нас беда одна, надмозги на ЦПМПК дают заключения детям 8.4, на 8.3 или даже 8.2.
Как и почему в душе не чаю.
Вообразите невербального, глубокого аутиста, без самообслуживания( даже не ест и не пьёт сам), без туалетного навыка с 8.2.
Снизить до 8.4 уговорили в 12 лет!!!
Сейчас ко мне привели 8.4 , которому от щедрот отвалили 8.3.
Речи нет, по навыкам - все плохо. Самообслуживание на 3-.
Вроде бы удалось уговорить понизить программу, но сколько времени потеряно.
А так, как есть - родителям к нагрузке по жизнеобеспечению инвалида добавляется ещё нагрузка по его пропихиванию в школу и (для совестливых) нагрузка по обучению дома в довесок к школе в попытке хоть что-то из программы всунуть. Щаззз, так они и поскакали делать второго, третьего и дальше, конечно...
И тут не поспорю. Вообще инклюзия (ИМХО) - это инструмент, который должен был не заместить, а стать альтернативой специальному образованию. Альтернативой в условиях когда полноценное специальное образование недоступно
***
У нас беда одна, надмозги на ЦПМПК дают заключения детям 8.4, на 8.3 или даже 8.2.
Ну насколько я знаю, ПМПК даёт программу исходя из двух предпосылок:
1. Решение стандартного тестового материала
2. В случае сомнения, ставится выше.
У нас из-за этого года три по программе ЗПР шла девочка с синдромом Дауна
Впрочем была на моей практике другая история. Пришел к коллеге в класс мальчик, первый вариант (из другого региона). Хороший, только слегка гиперактивный, никаких сопутствующих нарушений (ну разве что речь чуть смазана, но это же для нас норма) И стал программу брать, так что прям очень. Стала учительница собирать документы на ППк (чтобы потом на ТПМПК отправить)
Ну и я решил ради прикола ему матрицы Равена дать, а там IQ в районе 118 (понятно что это только невербальный интеллект, но паренёк не РАС и там все более менее ровно).
У нас завуч коррекционного блока бушевала.
Zlobnoe Zverushko, не "помогает семьям с инвалидами обзавестись вторым ребенком". Вся эта беготня вокруг инклюзии отнимает ресурс, потому что не так и много директоров школ, желающих себе такого счастья
Про инклюзию не скажу, но у родителей моих домашников у многих есть второй ребенок (обычно младший)
***
В моей гипотетической Розовопонии существовали бы нормальные (подчёркиваю - нормальные, а не с одной санитаркой на 25 неречевых лежачих) интернаты
Ты знаешь, сейчас в СПб ДДИ делают по семейному типу (малая наполняемость групп и т.д.).
Как минимум ДДИ 3 и ДДИ 4 точно.
Но оно не очень помогает
Мой опыт работы показывает, что наиболее эффективно в работе ДДИ ситуация, когда там одновременно три сотрудничающих структуры. Собственно сам ДДИ, образовательная организация и БОО (которая входит в попечительский совет, оказывает значительную помощь и осуществляет контроль).
А иначе результата не будет. Любая закрытая система - это благоприятная почва для злоупотреблений и сговора. Ну мой опыт такой
Про наличие младшего ребенка - хз, хз, знаю случаи, когда этот младший "финансируется по остаточному принципу" и заведен для того, чтобы было, кому досматривать инвалида братюню/сестрюню, когда родители кончатся. С одной стороны, по-человечески понятно, и (пардон за цинизм) всяко не настолько жестоко, как варианты, когда рожают вообще потенциального донора для страдающего первенца, и очень огорчаются, если как донор второй не катит. С другой - ох, не хотела бы я быть таким вторым ребенком...
В таких семьях вообще все непросто
Да и потом. Зачастую самый важные ресурсы - это не деньги, а время и внимание
Насчёт времени и внимания - согласна. Я и о них тоже. Выше ж писала про удовлетворённость "отношениями в семье" - это вот про это, да.
Естественно есть куча синдромов которые не лечатся. Но (!!!) Педагогическими (и не только) методами можно увеличить вероятность участия* причем зачастую очень значительно. Ну а поскольку я немножко профдеформирован, то оцениваю степень участия ребенка исходя из его первоначальных возможностей
*
Участие в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) — это вовлечение индивида в жизненную ситуацию, «участие в жизни общества». 14
Примеры участия: выполнение трудовых обязанностей, общение с родственниками и друзьями, воспитание детей, забота о другом человеке, посещение курсов, посещение театра и кино, участие в политической деятельности и др.. 1
(а потом ещё и отдельный учебный план, когда ребенок посещает больше трудов с другими классами). Но опять таки - это розовопония
Невербальный , без навыков самообслуживания, без туалетного навыка, без понимания речи, очень глубокий, постоянно стимящийся ребёнок - 8.2 !!!!!
Это как товар с Али экспресс: Ожидание&Реальность. Я в осадок выпала, когда реббенка увидела.
Что он им сделал на тестировании не постигаю, мы первый год убили на блок "сотрудничество".
Родители согласились сменить программу на 8.4 только через три года.
И, вот совсем недавно, пришел чудный ребенок, невербальный, поведенческий, ноль матиматическтих представлений, но раличает цифры - 8.3, слава Богу родители согласились понизить
Профильный труд у УО очень сильно отличается от программы нормы, нет смысла посещать больше часов, если учат не тому.
Даже если мы 9.1 и 8.3 объединяем в один класс нам приходится учитывать, что у рас и у уо разное количество часов с логопндом и психологом.
Короче, чем дольше живу, тем сильнее я против инклюзии)))
Что он им сделал на тестировании не постигаю, мы первый год убили на блок "сотрудничество"
Ну я уже говорил, мне как-то попадался девочка дауненок на 7.2, еле перевели на 9.1. хотя учителя там вообще подозревали 9.2
Профильный труд у УО очень сильно отличается от программы нормы, нет смысла посещать больше часов, если учат не тому.
Там уже что и как
Короче, чем дольше живу, тем сильнее я против инклюзии)))
Вообще не стоит цели разубеждать