Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Моя вторая статья на фрейдзоне Нарушения поведения как искаженный способ коммуникации. Из опыта работы с детьми с ТМНР. Ч.1
Что такое коммуникация? Существует множество определений для этого понятия, мне очень нравится следующее определение: «Коммуникация – это процесс обмена информацией, в основе которого лежит передача значимых сигналов». Чем мне нравится это определение? С одной стороны, в этом определении не ограничивается способ подачи сигнала, то есть сигнал может быть как вербальным, так и невербальным. Но, что еще более важно, подчеркивается момент, что коммуникация не является односторонним процессом, она всегда взаимна! То есть, ребенок может подавать мне сигналы, но пока я не пойму, что мне передан сигнал, коммуникации не будет.
Таким образом, можно сказать что коммуникация – это некая общая система координат, в которой ребенок подает сигнал, а специалист его воспринимает и интерпретирует.
И тут вполне резонно встает вопрос, а что конкретно ребенок может использовать для коммуникации? Мой опыт говорит, что в качестве коммуникации может использоваться практически все, что доступно ребенку. Дети с тяжелыми множественными нарушениями ограничены в каналах коммуникации, поэтому довольно часто они для коммуникации используют поведение и телесные реакции, поговорим о них чуть подробней.
Очень часто у «особых детей» наблюдаются «проблемы» с поведением, которые причиняют массу хлопот взрослым. Что это за проблемы? Прежде всего, это стереотипии (навязчивые, повторяющиеся действия), агрессия и аутогрессия, истерики и манипуляции. Зачастую взрослые не задумываются о причинах такого поведения и просто хотят его убрать. Результат такой стратегии обычно печален, но предсказуем. Почему так происходит? Дело в том, что для особого ребенка «проблемное поведение» на самом деле несет глубокий прикладной смысл. Оно помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и удовлетворять свои потребности. Например, ребенок с тяжелыми нарушениями зрения может давить себе на глаза, чтобы получить новые зрительные ощущения (попробуйте закрыть глаза и надавить на глазные яблоки, и вы поймете, что я имею в виду). И если взрослый игнорирует этот факт, то с таким поведением он справиться не может, и наоборот, когда взрослый задает себе вопрос о причинах поведения ребенка, то у него появляется возможность это поведение изменить. В качестве примера приведу историю из своего опыта. Однажды мне пришлось интегрировать в класс ребенка с нарушениями поведения. Трудность заключалась в том, что ребенок категорически не хотел делить внимание взрослого с другими детьми, ему было нужно, чтобы внимание уделялось только ему. Поэтому минут пять он мог заниматься на уроке, а дальше устраивал истерику с проявлениями аутоагрессии. А поскольку я принципиально не хотел выводить ребенка на надомное обучение, то мне пришлось искать способы, как с этим поведением справиться .
...
Что такое коммуникация? Существует множество определений для этого понятия, мне очень нравится следующее определение: «Коммуникация – это процесс обмена информацией, в основе которого лежит передача значимых сигналов». Чем мне нравится это определение? С одной стороны, в этом определении не ограничивается способ подачи сигнала, то есть сигнал может быть как вербальным, так и невербальным. Но, что еще более важно, подчеркивается момент, что коммуникация не является односторонним процессом, она всегда взаимна! То есть, ребенок может подавать мне сигналы, но пока я не пойму, что мне передан сигнал, коммуникации не будет.
Таким образом, можно сказать что коммуникация – это некая общая система координат, в которой ребенок подает сигнал, а специалист его воспринимает и интерпретирует.
И тут вполне резонно встает вопрос, а что конкретно ребенок может использовать для коммуникации? Мой опыт говорит, что в качестве коммуникации может использоваться практически все, что доступно ребенку. Дети с тяжелыми множественными нарушениями ограничены в каналах коммуникации, поэтому довольно часто они для коммуникации используют поведение и телесные реакции, поговорим о них чуть подробней.
Очень часто у «особых детей» наблюдаются «проблемы» с поведением, которые причиняют массу хлопот взрослым. Что это за проблемы? Прежде всего, это стереотипии (навязчивые, повторяющиеся действия), агрессия и аутогрессия, истерики и манипуляции. Зачастую взрослые не задумываются о причинах такого поведения и просто хотят его убрать. Результат такой стратегии обычно печален, но предсказуем. Почему так происходит? Дело в том, что для особого ребенка «проблемное поведение» на самом деле несет глубокий прикладной смысл. Оно помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и удовлетворять свои потребности. Например, ребенок с тяжелыми нарушениями зрения может давить себе на глаза, чтобы получить новые зрительные ощущения (попробуйте закрыть глаза и надавить на глазные яблоки, и вы поймете, что я имею в виду). И если взрослый игнорирует этот факт, то с таким поведением он справиться не может, и наоборот, когда взрослый задает себе вопрос о причинах поведения ребенка, то у него появляется возможность это поведение изменить. В качестве примера приведу историю из своего опыта. Однажды мне пришлось интегрировать в класс ребенка с нарушениями поведения. Трудность заключалась в том, что ребенок категорически не хотел делить внимание взрослого с другими детьми, ему было нужно, чтобы внимание уделялось только ему. Поэтому минут пять он мог заниматься на уроке, а дальше устраивал истерику с проявлениями аутоагрессии. А поскольку я принципиально не хотел выводить ребенка на надомное обучение, то мне пришлось искать способы, как с этим поведением справиться .
...