Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Парадигма школы в которой я консультирую, объясняет наличие психологических проблем у человека, нарушением контакта с миром и самим собой. Нарушается этот контакт из-за дистрессов (хочу отметить, что в школе, в которой я консультирую, понятие дистресс отличается, от терминов официальной клинической психологии).
В принципе, я уже немного писал про это, но повторюсь.
Что такое контакт? Честно я уже забыл определение. Поэтому скажу как я это понимаю.Это такой вид безопасного взаимодействия, когда человек взаимодействует напрямую с кем/чем либо, напрямую. То есть, когда образ того, с кем/чем он взаимодействует не искажается какими либо представлениями, ожиданиями и прочими субъективными няшками. Хочу заметить, что поскольку люди все таки воспринимают мир субъективно, то идеальный контакт практически не достижим все равно будут какие то искажения, но свести к минимуму эти искажения можно
Для того что бы установить контакт, нужно пройти определенные ступени.
1.Первая ступень - это интерес. Ну в качестве примера приведу свой опыт. Как то в школе, где я работал, я увидел такую картину. Стоят два логопеда, беседуют о чем то своем, мимо проходит ребенок, с ними здоровается, а они на него ноль внимания фунт презрения. Контакта, как вы понимаете не произошло. Почему так вышло? Все очень просто, логопедихам (извините за такой жаргонизм), ребенок в тот момент был просто неинтересен, а это повлекло за собой игнор. Впрочем можно привести другой пример, позитивный. Представьте вы идете по улице и видите красивую девушку (ну или красивого юношу - это уж в зависимости от предпочтений), и вам сразу захотелось с ней/ним познакомится. Почему? Все очень просто, он стал для вас интересен.
2.Вторая ступень - это вера. Ну заинтересовались вы кем то. Но пока вы не верите в возможность контакта - этого контакта не будет. Ну возвращаясь, к нашей первой аналогии, вы можете тысячу раз интересоваться красивыми девушками/юношами на улице, но если вы не верите, в то что можете с ними вступить в контакт (читай в данном случае познакомится), то контакта не будет.
А вера, сама по себе творит чудеса.И люди могут вступать в контакт не только с людьми, но и с животными и даже с неодушевленными вещами. Ну что далеко ходить. Вы никогда не слышали, как водитель обращается к машине, которая не заводится "ну давай девочка, давай".
3.Третья ступень - это отсутствие ожиданий. Ожидания сами по себе прерывают контакт. Почему? Просто вместо реальности вы начинаете строить отношения с ожиданиями от этой реальности. Ну что бы было понятней, приведу, не очень приличный, анекдот.
Молодой гусар спрашивает у поручика Ржевского
- Поручик, вы известный ловелас, как вам - это удается?
- Все очень просто. Подхожу я к даме на балу и говорю "Здравствуйте, а можно вам впендюрить?"
- Поручик, но ведь за это можно и по морде.
- Можно. Но чаще впендюриваю.
Это я к чему? В этом анекдоте у Ржевского, не было никаких ожиданий. Он понимал, что ему могут дать впендюрить, а могут дать и по морде. Да и вообще реакция будет непредсказуема. Но он это принимал, и все равно следовал за своим интересом.
Ну ладно шутки, шутками. Давайте посмотрим это на реальном примере. Недавно я увидел молодую, красивую девушку, которая спрашивала прохожих, как ей куда то пройти. Ну я и подумал, что с ней можно познакомится, в процессе, нашего разговора (когда я ей подскажу, как и куда пройти). Ну я подошел к ней и спросил: "Вам помочь?" На что получил ответ "Я уже все нашла". И контакт как вы понимаете не состоялся. В чем причина? У меня были ожидания, что девушке нужна помощь (хотя ко мне она за ней не обращалась), и пытался я с ней познакомится ориентируясь, на эти ожидания.
4. Четвертая ступень - это взаимоуважение. Это ступень нужна не столько для установления контакта, сколько для его поддержания. Вот возвращаясь к предыдущей ступени, почему у поручика Ржевского, не смотря на то что он не испытывал затруднений в знакомстве с женщинами? Все очень просто, там не было взаимоуважения. Что же такое взаимоуважение? Это соблюдение, своих и чужих границ.
Ну опять пример из жизни. Представьте класс. И этот класс травит кого то одного. Вроде и взаимодействие есть и общаются как то. Но при этом контакта нет.
В принципе, я уже немного писал про это, но повторюсь.
Что такое контакт? Честно я уже забыл определение. Поэтому скажу как я это понимаю.Это такой вид безопасного взаимодействия, когда человек взаимодействует напрямую с кем/чем либо, напрямую. То есть, когда образ того, с кем/чем он взаимодействует не искажается какими либо представлениями, ожиданиями и прочими субъективными няшками. Хочу заметить, что поскольку люди все таки воспринимают мир субъективно, то идеальный контакт практически не достижим все равно будут какие то искажения, но свести к минимуму эти искажения можно
Для того что бы установить контакт, нужно пройти определенные ступени.
1.Первая ступень - это интерес. Ну в качестве примера приведу свой опыт. Как то в школе, где я работал, я увидел такую картину. Стоят два логопеда, беседуют о чем то своем, мимо проходит ребенок, с ними здоровается, а они на него ноль внимания фунт презрения. Контакта, как вы понимаете не произошло. Почему так вышло? Все очень просто, логопедихам (извините за такой жаргонизм), ребенок в тот момент был просто неинтересен, а это повлекло за собой игнор. Впрочем можно привести другой пример, позитивный. Представьте вы идете по улице и видите красивую девушку (ну или красивого юношу - это уж в зависимости от предпочтений), и вам сразу захотелось с ней/ним познакомится. Почему? Все очень просто, он стал для вас интересен.
2.Вторая ступень - это вера. Ну заинтересовались вы кем то. Но пока вы не верите в возможность контакта - этого контакта не будет. Ну возвращаясь, к нашей первой аналогии, вы можете тысячу раз интересоваться красивыми девушками/юношами на улице, но если вы не верите, в то что можете с ними вступить в контакт (читай в данном случае познакомится), то контакта не будет.
А вера, сама по себе творит чудеса.И люди могут вступать в контакт не только с людьми, но и с животными и даже с неодушевленными вещами. Ну что далеко ходить. Вы никогда не слышали, как водитель обращается к машине, которая не заводится "ну давай девочка, давай".
3.Третья ступень - это отсутствие ожиданий. Ожидания сами по себе прерывают контакт. Почему? Просто вместо реальности вы начинаете строить отношения с ожиданиями от этой реальности. Ну что бы было понятней, приведу, не очень приличный, анекдот.
Молодой гусар спрашивает у поручика Ржевского
- Поручик, вы известный ловелас, как вам - это удается?
- Все очень просто. Подхожу я к даме на балу и говорю "Здравствуйте, а можно вам впендюрить?"
- Поручик, но ведь за это можно и по морде.
- Можно. Но чаще впендюриваю.
Это я к чему? В этом анекдоте у Ржевского, не было никаких ожиданий. Он понимал, что ему могут дать впендюрить, а могут дать и по морде. Да и вообще реакция будет непредсказуема. Но он это принимал, и все равно следовал за своим интересом.
Ну ладно шутки, шутками. Давайте посмотрим это на реальном примере. Недавно я увидел молодую, красивую девушку, которая спрашивала прохожих, как ей куда то пройти. Ну я и подумал, что с ней можно познакомится, в процессе, нашего разговора (когда я ей подскажу, как и куда пройти). Ну я подошел к ней и спросил: "Вам помочь?" На что получил ответ "Я уже все нашла". И контакт как вы понимаете не состоялся. В чем причина? У меня были ожидания, что девушке нужна помощь (хотя ко мне она за ней не обращалась), и пытался я с ней познакомится ориентируясь, на эти ожидания.
4. Четвертая ступень - это взаимоуважение. Это ступень нужна не столько для установления контакта, сколько для его поддержания. Вот возвращаясь к предыдущей ступени, почему у поручика Ржевского, не смотря на то что он не испытывал затруднений в знакомстве с женщинами? Все очень просто, там не было взаимоуважения. Что же такое взаимоуважение? Это соблюдение, своих и чужих границ.
Ну опять пример из жизни. Представьте класс. И этот класс травит кого то одного. Вроде и взаимодействие есть и общаются как то. Но при этом контакта нет.