Уважаемые преподаватели, уважаемые коллеги, хочу представить на обсуждение доклад, по исследованию на тему «личностные и поведенческие особенности младших подростков, как благоприятные факторы для развития аддиктивного поведения»
Актуальность проблемы поднятой в этом исследовании, трудно переоценить. Число школьников употребляющих наркотики возросло в разы... Основной возраст знакомства с наркотическими веществами, приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%). Ситуация с употреблением подростками алкоголя в сельской местности просто катастрофическая (распространенность употребления алкоголя среди сельских подростков 15-17 лет составила в среднем по России 71,8 на 100 обследованных мальчиков и 76,7 - на 100 девочек). В такой обстановке возрастает необходимость в диагностических подходах, способных указать не только на склонность обследуемого, к тому или иному виду зависимости, но и выявить причины этой склонности. Ведь именно знание причин, может помочь в проведении профилактических мероприятий (как известно, предупредить заболевание гораздо легче, чем его вылечить).
В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение:
Подростковый возраст, является одним из самых сложных периодов воспитания ребенка. Для подростков характерны такие черты личности как потребность в самоутверждении и эмоциональная лабильность. У многих из них появляются акцентуации личности.
Соответственно у подростков, находящихся в группе риска, для возникновения аддиктивного поведения будут присутствовать несколько из нижеперечисленных факторов, а именно
1. Нейротизм (эмоциональная лабильность)
2. Неадекватная самооценка
3. Акцентуации личности
4 Психотизм (склонность к асоциальному поведению)
Задачами исследования являлись
1. Исследование личностных и поведеченских характеристик подростков
2. Выяснение правомочности выдвинутой мной гипотезы
Предмет и объект психодиагностического исследования.
Предметом психодиагностического исследования служили такие факторы как:
а) уровень нейротизма (эмоциональной устойчивости)
б) уровень психотизма (склонности к асоциальному поведению)
в) акцентуации личности
г) самооценка
д) склонность к зависимому поведению
Объектом психологического исследования были ученики 7 класса средней общеобразовательной школы Санкт-Петербурга.
Методы исследования:
Наблюдение, тестирование, беседа
Методики использованные в исследовании:
Использовались Опросник EPQ (методика Г.Айзенка); Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева); Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека); Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич). «Карта диагностического наблюдения в неформальной обстановке, для выявления признаков неблагополучного жизненного опыта приобретенного в школе (методика авторская - бланк прилагается), Карты диагностического наблюдения в формальной обстановке, для выявления поведенческого компонента школьной дезадаптации» (методика авторская бланк прилагается), Диагностическая беседа, направленная на выявление черт зависимой личности (методика авторская - бланк прилагается).
Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава теоретическая. В ней рассказывается о:
- Истории злоупотребления наркотическими и алкоголь содержащими веществами
- Приводится анализ и систематизация различных психологических школ и отраслей психологии на проблему объяснения психологических механизмов формирования аддиктивного поведения у подростков. ()
Вторая глава является практической Во второй главе раскрыта организация проведенного исследования (описание объекта исследование, процедура исследования, краткие психодиагностические карточки) и первичные формы систематизации полученных результатов (сводные таблицы, интегральная таблица, гистограммы [иллюстрационный материал])
Полученные первичные результаты, полученные с помощью опросника EPQ среднегрупповые показатели, по шкале интроверсии-экстраверсии, незначительно превышают нормативы; а среднегрупповые показатели по шкалам нейротизма, психотизма и искренности укладываются в нормативные показатели. Так же видно, что результаты по шкале экстраверсии являются следствием, как широкого разброса результатов, так и групповой тенденции. Результаты по шкалам нейротизма, психотизма и искренности являются не групповой тенденцией, а следствием широкого разброса индивидуальных показателей.
Результаты полученные с помощью опросника Леонгард (модификация Шмишека) среднегрупповые значения по всем акцентуациям, личности укладываются в возрастную норму.
Однако групповой тенденцией можно считать лишь результаты по шкалам:
№4 - (Демонстративность), №5 - (Застревание), №6 - (Педантичность), (№7 - Возбудимость), №8 - (Гипертимность), №9 - (Дистимность), №10 - (Тревожность),№11 - (Экзальтированность), №12 - (Эмотивность), №13 - (Циклотимность).
Результаты получены с помощью личностного дифференциала:
в среднем по группе самоуважение укладывается в нормативы, а активность и сила ниже среднего уровня.
Однако среднегрупповые результаты по шкале «Оценка» (в отличии, от среднегрупповых результатов по шкале «Сила» и «Активность») не являются групповой тенденцией, а являются результатом широкого разброса индивидуальных показателей
Результаты полученные с помощью теста «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич: Из результатов можем увидеть, что в среднем по группе значения указывают на наличие тенденции к наркозависимости (причем это общегрупповая тенденция). По шкале «алкогольная зависимость» средние групповые значения лежат в нормативных значениях (что так же является общегрупповой тенденцией). Всего же в «группу риска», выявленную опросником Менделевича, входит более 47,6% опрошенных учеников. Из 21 одного опрошенного, 10 обследуемых жили в неполной (дифференциальная группа №2 )семье и 11 в полной (дифференциальная группа №1). И в первой и во второй дифференциальной группе результаты являются следствием широкого разброса индивидуальных показателей. Признаки повышенной склонности в дифференциальной группе №1 показали 63,6% обследуемых (против 40% в дифференциальной группе №2) признаки повышенной склонности к алкогольной зависимости в дифференциальной группе №1 показали 9% (против 0% в дифференциальной группе №2)
При сравнении группы риска для возникновения аддиктивного поведения, выявленной с помощью теста В.Д Менделевича «Склонность к зависимому поведению» и группы риска, для возникновения аддиктивного поведеия выявленной с помощью опросника Леонгарда-Шмишека, опросника EPQ, личностного дифференциала» было выяснено что:
Результаты, полученные с помощью опросника В.Д. Менделевича, и результаты, полученные с помощью опросника EPQ, опросника Леонгарда-Шмишека и личностного дифференциала идентичны на 84%
В главе 3 приводится анализ группового исследования. Анализ результатов полученных с помощью Личностного дифференциала (вариант адаптированный в НИИ им. Бехтерева): В результате исследования было выявлено, что среднегрупповые значения по шкале «Оценка», выявляющей уровень самоуважения, показала, что хотя среднегрупповые значения укладываются в нормативы, это не является групповой тенденцией. В то время как результаты по шкале «Сила» и «Активность», выявляющих уровень волевых качеств и уровень экстравертированности соответственно, находятся ниже нормативных значений, но при этом это является групповой тенденцией. из 21-го обследованного, уровень самоуважения соответствует уровню Силы и Активности только у 10 испытуемых, что составляет 47,6% от всех опрошенных. Т.е. только у 47,6% опрошенных самооценка адекватна и соответственно этот фактор не может быть благоприятным для развития аддиктивного поведения.
Анализ результатов полученных с помощью опросника EPQ (Г.Айзенк): Среднегрупповые показатели, по шкале интроверсии-экстраверсии, незначительно превышают нормативы; а среднегрупповые показатели по шкалам нейротизма, психотизма и искренности укладываются в нормативные показатели. Среднегрупповое значение по шкале «Экстраверсии-интроверсии» является следствием, как широкого разброса индивидуальных показателей, так и групповой тенденции. Среднегрупповые значения по шкалам «Нейротизма», «Психотизма» и «Искренности» являются следствием широкого разброса индивидуальных показателей. Шкала «Искренности» показала, что искренне отвечали только 72% опрошенных и соответственно 28% отвечали неискренне. Отсюда можно сделать вывод, что большинство ребят в классе были заинтересованы в тестировании, а это соответственно повышает достоверность результатов
Анализ результатов полученных с помощью методики для выявления акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека): Среднегрупповые значения по всем акцентуациям, личности укладываются в возрастную норму. Однако групповой тенденцией можно считать лишь результаты по шкалам. №4 - Демонстративность,( №5 - Застревание, №6 - Педантичность, №7 - Возбудимость, №8 - Гипертимность, №9 - Дистимность, №10 - Тревожность, №11 - Экзальтированность, №12 - Эмотивность, №13 - Циклотимность). Результаты по остальным шкалам являются следствием широкого разброса результатов
Анализ результатов полученных с помощью опросника В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению: В результате исследования было выявлено, что в среднем по группе значения указывают на наличие повышенной склонности к наркозависимости (причем это групповая тенденция). По шкале «алкогольная зависимость» средние групповые значения лежат в нормативных значениях (что так же является групповой тенденцией). Всего же в «группу риска», выявленную опросником Менделевича , входит более 47,6 % опрошенных учеников. Из группы риска выявленной с помощью опросника Менделевича, все 100% (т.е. 47,6% всех опрошенных) имеют повышенную склонность к наркомании и 10% из группы риска (т.е. 4,8% всех опрошенных) имеют повышенную склонность к алкоголизму. Так же мы видим что в у подростков из полных семей вероятность попадания в группу риска для возникновения аддиктивного поведения выше чем в неполной. Однако, анализ с помощью критерия Стьюдента показал что различия в дифференциальных группах №1 и №2 на 5% уровне значимости недостоверны.
Также приложены бланки наблюдения за подростками из групп риска (Фиат и Мустанг) и бланк диагностической беседы (с ними же)
Результаты исследования
1.Результаты, полученные с помощью опросника В.Д. Менделевича и результаты, полученные с помощью опросника EPQ, опросника Леонгарда-Шмишека и личностного дифференциала идентичны на 84%, что соответствует высказанной гипотезе. А поскольку гипотеза основывалась на теоретических изысканиях, то можно сказать, что практические результаты совпали с результатом теоретических изысканий
2. Результаты, полученные с помощью опросника Менделевича и Результаты полученные с помощью опросника EPQ, опросника Леонгарда-Шмишека и личностного дифференциала совпадают с результатами наблюдения и беседы.
3. Различные результаты у детей из полных семей и детей из неполных семей статистически недостоверны. Так что гипотеза о том, что неполная семья, является, благоприятствующим фактором для возникновения аддиктивного поведения, не подтвердилась
Выводы
1. Проведено исследование личностных характеристик подростков в результате которого были выявлены две группы риска. Одна группа риска была выявлена с помощью Теста В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» другая группа риска была выявлена с помощью опросника EPQ, опросника Леонгарда-Шмишека и личностного дифференциала (вариант адаптированный в НИИ им. Бехтерева)
2 Результаты, полученные с помощью опросника В.Д. Менделевича и результаты, полученные с помощью опросника EPQ, опросника Леонгарда-Шмишека и личностного дифференциала идентичны на 84%.
3. Существует взаимосвязь аддиктивного поведения с такими факторами как неадекватная самооценка, наличие акцентуаций личности, нейротизмом и психотизмом
4. Взаимосвязь аддиктивного поведения с такими факторами как неадекватная самооценка, наличие акцентуаций личности, нейротизмом и психотизмом, соответствует результатам теоретических изысканий
5. Взаимосвязь аддиктивного поведения с такими факторами как неадекватная самооценка, наличие акцентуаций личности, нейротизмом и психотизмом соответствует выдвинутой гипотезе
6. Различные результаты у детей из полных семей и детей из неполных семей статистически недостоверны.
7. Гипотеза о том, что благоприятным фактором, для возникновения аддиктивного поведения, будет служить неполная семья, не подтвердилась
Если кто сделает конструктивные замечания буду премного блгодарен