Недавно натолкнулся на статью на тему "кто спасет нас от психически больных?". В статье была куча эмоций, передергиваний, искажений и вдобавок, до кучи была добавлена тема инклюзии. В общем каша получилась знатная.
Ну и решил я тоже на эти темы написать. Но не с позиции "это хорошо, а это плохо", а с позиции "почему оно так?"
И начну я с темы, которая близка многим учителям и родителям, темы инклюзии.
Для того, чтобы понять, эту тему, нам нужно вернуться в 2012 год (а именно 29.12.2012). Именно в этот год закон об образовании (273 ФЗ) был приведен в соответствие с 43 статьей конституции РФ (пункт 2). В результате в 273 ФЗ появилась статья 66, в которой было прописано какие уровни образования являются обязательными для детей
Но тут возникла коллизия. Дело в том, что государство обязано обеспечить образование для всех, в том числе и для детей с ОВЗ, но вот возможности его ограничены. Что я имею ввиду?
В мегаполисах есть куча образовательных учреждений, которые работают по программам для детей с ОВЗ. В СПб, в каждом районе есть школы для детей с нарушением интеллекта и ЗПР. Есть школы для детей с нарушением слуха и зрения, есть даже отдельные школы для детей с поражением опорно-двигательного аппарата ("Динамика" и "Озерки"). Но СПб - это мегаполис, в котором каждый район - это в среднем 500 т. жителей. А в РФ куча населенных пунктов, где есть дети с ОВЗ, но количество жителей ощутимо меньше. А значит делать отдельную образовательную организацию под таких детей нецелесообразно. Казалось бы выход есть, делать такую организацию в райцентрах. Но и до райцентра нужно добраться, что очень неудобно. Например двое моих учеников было из ПГТ Ленобласти, а школа в которой я работаю принадлежала СПб. Но при этом ехать в школу в СПб нужно 15 мин, а школу райцентра 1ч. 15 мин (и это на машине, а если машины нет). И наверняка нашлись бы чиновники которые сказали - это проблема родителей. Но фишка в том, что мотивация принятия закона была следующая:
- Родителям ребенка с ОВЗ нет необходимости постоянно сидеть с ним (ребенком) дома, а значит они могут идти работать, участвовать в экономической деятельности и платить налоги (а обычно семьи в которых появляется ребенок с ОВЗ - это самый работоспособный возраст 25-35 лет)
- Родителям ребенка с ОВЗ необязательно отдавать ребенка в ДДИ, чтобы продолжать участвовать в экономической деятельности
- Повышается вероятность, что семья ребенка не распадётся и заведет второго ребенка.
В общем возникает вопрос, как быть. Специальные педагоги нужны везде, а строить специальные образовательные учреждения везде нецелесообразно. Сажать всех ОВЗ на надомное обучение и присылать педагогов коррекционных школ на дом? Можно но очень невыгодно (как по времени, так и по оргресурсам). В результате решили идти следующим путем:
Ребенка с ОВЗ можно зачислять в ближайшую школу. Но (!). В этой школе должны быть созданы условия: кадровые (педагоги должны пройти обучение, там должны быть профильные спецы и т.д.), средовые и т.д. Были продуманы механизмы как сделать так, если нужных спецов в школе нет. За каждым особым ребенком в школу приходили большие деньги
Но... Как всегда вмешалась жизнь
1. Создать среду не так сложно, если есть финансы а они были
2. Обучить людей можно. На помощь пришли дистанционные методы (про качество такого обучения промолчим, там все по разному)
3. Самым сложным этапом оказался организационный. Получилась ситуация дикой инклюзии. В заключении прописан тьютор, а его не берут. В документе прописана индивидуальная программа, а гонят и спрашивают по общей. Вместо снижения количества детей в классе, кидают в переполненный
Т.е. по деньгам все решили можно делать, но внизу организовано из рук вон плохо. Естественно это встретило негативную реакцию и сформировало негативные установки.
Причем наиболее негативно к инклюзии настроены специалисты с педстажом в 10-15 лет (данные с одной конференции). Т.е. по "золотой фонд", у которого с одной стороны есть опыт и знания, а с другой энергия и новые идеи