Причем, что интересно, сегодня я писал не очередные две главы, которые прямо так и просятся в написание, а дополнил главу о диагностике. Добавил туда мысли о подходах к диагностике, и рекламу МКФ.
Для поддержания интриги и интереса к моему произведению, выложу очередной —
читать дальшеСледует отметить, что существуют разные подходы не только к тому, что из-мерять, но и к тому, как измерять. Условно эти подходы можно разделить на три группы:
1. Количественный анализ. Суть этого подхода заключается в том, что берется большая, очень большая анкета, в которой приведен набор зна-ний, умений навыков. И каждый из пунктов замеряться с ориентировкой на специально разработанную шкалу. Плюс такого подхода, он очень подробный. Но у этого подхода есть и большие минусы. Во-первых – это невероятная громоздкость, что делает его весьма неудобным в практической работе. Ну а во-вторых, в результате за деревьями не видно леса, потому что есть набор цифр, но не видно ребенка.
2. Качественный анализ. Этот подход является полной противополож-ностью количественному анализу. Суть его в том, что знания умения и навыки оцениваются только качественно (умеет/не умеет). С одной стороны такой подход удобен, потому что он довольно гибок и позво-ляет не делать массу ненужной работы и сосредоточить внимание на конкретных вещах, с другой такой подход снижает точность диагно-стики, и что еще хуже, становится гораздо труднее оценить результат работы и отразить его на бумаге.
3. Качественно-количественный анализ. Этот подход заключается в том, что сначала качественно оцениваются области развития, а потом уже количественно оцениваются конкретные характеристики. С моей точки зрения – это наиболее оптимальный подход к диагностике. Если говорить о методиках направленных на качественно-количественный анализ – это прежде всего международная классификация функциони-рования (МКФ). Впрочем, качественно-количественный анализ – это не единственное достоинство МКФ. Еще одним ее неоспоримым достоин-ством является то, что она основана на биопсихосоциальном подходе, и оценивает не только биологическое и психическое развитие ребенка, но и то как он адаптирован к жизни, и то как он социализирован.
Сел дописывать главу про нарушения поведения
Апдейт
Кусок главы про нарушения поведения. С указанием видов нарушения поведения и рекомендаций на тему того, что с ними делать
читать дальшеВот и получается что при работе с поведением, специалисту важно помнить о нескольких вещах вещах:
1. Нарушения поведения – способ адаптации. Их нельзя отбирать просто так, не дав другого способа адаптироваться. Нужна альтернатива
2. Нарушения поведения – это нарушения поведения, и потому их важно коррегировать.
3. Нарушения поведения нельзя изменить сразу и навсегда. Для того что бы сформировать у ребенка, здоровый механизм адаптации к окру-жающему миру, нужно время. И пока у ребенка не сформировался но-вый поведенческий паттерн, ему гораздо легче будет действовать по старому стереотипу.
4. Нарушение поведения – это не проблема, а симптом проблемы, и нужно искать первопричину
Теперь давайте поговорим о том, какие бывают нарушения поведения у детей с ТМНР и как с ними работать. Хочу предупредить сразу, я не смогу дать вам универсального и стопроцентного рецепта, но смогу поделится своим опы-том и наблюдениями.
Итак виды нарушения поведения у детей с ТМНР:
• Стереотипии и Аутостимуляции
• Гиперактивность и «Полевое» поведение
• Аффекты и манипуляции
• Агрессия и аутоагрессия
• Негативизм
• Сексуальные девиации
Теперь подробнее.
Стереотипии.
Что это и как оно выглядит?
Устойчивое, навязчивое и бесцельное повторение действий, с фиксацией внимания на этом действии
О чем сигнализирует поведение?
«Мне дискомфортно в этом мире. Ухожу в себя»
Как работать?
Заменить одну на другую (менее патологичную).
Преобразовать в игру, осмысленное действие и т.д.
Аутостимуляции
Что это?
Стереотипное вызывание сенсорных ощущений
О чем сигнализирует?
Мне дискомфортно. Ощущения помогают с этим справится
Как с этим работать?
Проанализировать что, как и почему стимулирует ребенок
Удовлетворить потребность менее патологичным способом
Предоставить альтернативу
«Полевое» поведение
Что это и как это выглядит?
Ребенок не может произвольно сосредоточится на чем-то одном. Нет цели
О чем сигнализирует такое поведение?
«Слишком много стимулов. Мне дискомфортно»
Как работать
Снизить количество внешних стимулов.
Найти сверхзначимый стимул
Аффективные вспышки
Что это?
Состояние острого психомоторного возбуждения сопровождаемое сужением сознания.
О чем сигнализирует?
«Мир не соответствует ожиданиям. Мои потребности не удовлетворе-ны»
Как работать?
Расписание.
Временная изоляция в безопасном пространстве, с минимальным коли-чеством внешних стимулов
Манипуляции
Что это?
Демонстративное использование нарушения поведения, для удовлетво-рения своих потребностей
О чем сигнализирует?
Я хочу сам управлять ситуацией.
Как работать?
Договариваться. Утром деньги, вечером стулья.
Давать иллюзию выбора («Какую кашу ты будешь есть, гречневую или манную?»)
Гиперактивность
Что это?
Органически обусловленная повышенная моторная и психическая ак-тивность
О чем сигнализирует поведение?
«Я физически не могу усидеть на месте»
Как работать?
Двигательная активность в рамках правил
Смена деятельности
Агрессия
Что это?
Целенаправленное поведение имеющее под собой цель, деструкция вовне
О чем сигнализирует поведение?
Мне дискомфортно. Я хочу это изменить
Как работать?
Понять почему дискомфортно
По ситуации (устранить дискомфорт/альтернатива)
Аутоагрессия
Что это?
Поведение направленное на нанесение ущерба себе
О чем сигнализирует?
Не могу направить агрессию вовне
Не хватает ощущений (аутостимуляция)
Как работать
Проанализировать причины
Либо как с агрессией, либо как с аутостимуляцией
Негативизм
Что это?
Агрессивное поведение без мотива нанести значимый вред
О чем сигнализирует
«Мне нужны внешние границы. Агрессия – мой способ познания мира и взаимодействия с людьми»
Как работать
Взрослый – главный («Авторитарное правление»)
Правила («Диктатура закона»)
Сексуальные девиации
Что это и как оно выглядит?
Игры с выделениями
Онанизм/мастурбация
Стремление к сверхтесному телесному контакту с другим
О чем сигнализирует
Мне интересно тело свое и/или чужое
Мне нужны телесные ощущения (аутостимуляция)
Мне скучно и нечем заняться
Взрослые не научили меня держать границы
Как работать?
Как с аутостимуляциями
Дать альтернативу (занять ребенка другой деятельностью)
Взаимоуважение интимности и границ
Принятие возраста и сексуальности «особого» ребенка