сейчас, внезапно добрался до своей книги. Начал писать главу о коммуникации. Получается очень философски и странно. Но что то в этом есть. Естественно я еще буду писать эту главу ибо о многом не сказано... Но этот кусочек кажется мне очень важным. Поэтому я и решил его выложить. Есть в нем, что то такое, этакое... Не знаю. Может потому что у меня в голове возникли образ пространства отношения как системы координат. Просто визуальный образ метафора, но красивый блин сцука
читать дальшеВ книге Нэнси Финн «Ребенок с церебральным параличом» первая глава посвящена не явлению церебрального паралича, и не проблемам с которыми сталкивается ребенок или родители. Первая глава этой книги посвящена общению специалиста и родителя. По мнению Н. Финн программа помощи будет эффективна только при непосредственном общении и взаимодействии специалиста и родителя т.к. таким образом можно ориентироваться на потребности и возможности не только ребенка, но и семьи.
Что же такое общение? Это взаимодействие двух людей, один из которых говорит, а другой слушает. И что самое важное они говорят на одном языке, один языковой код или если хотите общая система координат. Поэтому родителю и специалисту очень важно договорится о том языке, на котором они будут разговаривать друг с другом.
При коммуникации с особым ребенком, задача аналогична: нужно договориться, о том языке, на котором специалист или родитель будут разговаривать с ребенком. Оптимально использовать такой язык, который смог бы понимать не только ребенок и специалист, но и окружающие. По сути создание общей системы координат – это и есть основная проблема коммуникации с особым ребенком. Что может служить отправной точкой для создания такой системы? Мне кажется, что за точку отсчета имеет смысл брать ощущения и эмоции ребенка.
Ощущения от окружающего мира порождают эмоции, а эмоции стимулируют ребенка либо изучать окружающий мир и развиваться, либо спрятаться глубже, в свой мир. Именно проявление эмоций на телесном или поведенческом уровне и будет, той самой точкой отсчета в общей системе координат, которая позволит специалисту, понимать ребенка, а ребенку позволит доносить до специалиста свои потребности