Только одна просьба, не надо перепостов.
или
Дурдом на выезде.
читать дальше28.06. День отъезда, как всегда, суета. Волнуемся мы,
волнуется персонал, некоторые воспитатели провожают до автобуса, дают последние
ЦУ. Вещей такая тьма, что еле-еле заталкиваем в 2 Газели. Много места занимают
коляски, стульчики для кормления, памперсы, горшки… Наконец, мы трогаемся. Мы –
это 7 детей, счастливчиков, которых отпустили и 8 взрослых – по одному на
каждого ребенка + координатор Даша Нефедова над всеми нами. Теперь поименно:
учитель 25 школы Ольга Светлова с Вовкой Кулаковым, помощник 25 школы Андрей
Шерстнев с Лехой Клименковым, еще один помощник Юля Рубцова (я) с Гошей Щуром, волонтер Леонова Марина с
Бычковой Надией, воспитатель Костя Шахов с Галей Кашичкиной, учитель 25 школы
Лева Ратнер с Ильей Шапиевым и учитель Даша Халапова с Темой Смирновым.
По приезде в лагерь, нам показали 4 комнаты. Мы решили, что
будет 2 детских и две взрослых. Сразу составили график ночных дежурств, чтоб
еженощно в каждой детской дежурило по 1 взрослому. До обеда двигали кровати,
распаковывались. По детдомовскому времени обед на час позже, дети уже
нервничают, но истерик нет. Видимо, новые впечатления пересиливают голод.
Первый обед позволил нам сделать сразу несколько открытий: первое - мы опрометчиво не взяли глубокие миски
из которых привыкли есть дети (прихватил один лишь умный Костя ), из мелких
тарелок они едят… понятно как. Второе -
дети узнали, что еда бывает очень вкусной и существует такой экзотический
инструмент, как вилка, хотя с ее помощью еда медленнее попадает в рот. На первом обеде мы были так голодны, что не
успели перемолоть блендером второе. Дети хотели есть, но не все могли сжевать,
вследствие этого нами был устроен наиграндиознейший свинюшник. После этого
полдник нам предложили забирать, и есть у себя на корпусе, а время обеда,
завтрака и ужина сместить на полчаса пораньше, дабы не нервировать других
отдыхающих подобными зрелищами. В тихий час никто из детей не спал.
Даша-координатор пошла узнавать насчет процедур. Вначале нам предложили только
ароматерапию, нас это, конечно, не устроило. За массаж и галокамеру пришлось
побороться. Вечером продолжалось обустройство, узнавание что где, настраивание самих
себя на суровый режим отдыха и т.п. Как-то
с первого дня появилось замечательное ощущение, что мы команда. Тревога
сменилась уверенностью, что со всеми трудностями мы справимся, потому что
всегда будет рядом кто-то из своих, кто подстрахует, подставит плечо. Следующие за первым дни буквально П О Н Е С Л И С Ь!!!
Среднестатистический день проходил примерно так: утром –
подъем, высаживание на горшки, умывание, собирание на завтрак, и подо все это живой
рассказ дежурных о том, как прошла ночь. Например: Тема долго не засыпал,
сидел, ковырял стену, потом решил перелезть к Кашичкиной, я к тому времени
задремал (задремала), и не понял, кто это мне лицо ощупывает. Открыл глаза,
смотрю – Темыч, ну затолкал его обратно, только задремал – свалился с кровати
Гоша, благо, даже не проснулся. Поднял Гошу,
подняла рев Кашичкина… и т.д. и т.п.
О завтраке и вообще о том, что происходило в столовой стоит рассказать
подробней. Дети быстро поняли, где находится заветная дверь, за которой
прячется еда. Некоторые даже сообразили, что надо сделать, чтоб она открылась.
И заветная дверь в самом деле открывалась с первыми звуками, напоминающими
сирену, издаваемыми Галей Кашичкиной. На очень короткое время Галюня замолкала,
пока заезжали в столовую, рассаживались. Дальше Костя отворачивал коляску с
Галей к стенке, наливал из кастрюли кашу, помешивал, чтоб быстрее остыла, и ел
сам. Заслышав звяканье ложек, Галя снова поднимала рев и успокаивалась только
тогда, когда в ее руке оказывалась ложка, а перед ней тарелка с кашей. Кулаков
молотил все под чистую без разбора. Оля громогласно изумлялась: «Да куда ж в
тебя столько лезет?!» Гоша тоже был перед тарелкой очень сосредоточен, орудуя
иногда аж двумя ложками, которые по значимости для него, наверное,
приравнивались к волшебным палочкам. Для того, чтоб отнять одну из двух,
требовалось особое искусство. Со своими
густыми бровями и очень серьезным выражением лица он напоминал, не больше, не
меньше – Леонида Ильича. Леша и Надия тоже не заставляли себя упрашивать. О
достижениях Ильи мы всегда оповещались Левой: Он сам чистит яйцо! Он меня
угощает! Он пытается есть вилкой! Когда мы Льву говорили: смотри, твой Шапиев
солонку уже минуту над тарелкой трясет! Лева гордо отвечал: он любит
экспериментировать! Илья, получив высочайшее одобрение, с обаятельной улыбкой,
продолжал эксперименты, наливая и переливая через край молоко из пакетика в
чашку с какао. Пока внимание всех было сосредоточено на разливающейся вокруг
Шапиева луже, Гоша, решив, что ему несказанно повезло, черпал второй ложкой из
моей тарелки. Обнаружив это, я не успела среагировать, потому что надо было
уворачиваться от летящей в мою сторону чашки с недопитым какао, запущенной
Галюней. «Какао сегодня что-то не
очень», - с олимпийским спокойствием комментировал Костя. Исключением из общего правила у нас был
только Тема. Он не ел не сладкого. Даша каждый раз уговаривала развалившегося в
коляске в своей любимой позе Темыча (ноги его было только что не на Дашиных
плечах) съесть хоть ложечку. Мы в свою очередь уговаривали Дашу хоть раз его не
покормить, чтоб проголодался. Эта парочка задерживалась в столовой дольше всех.
Приходящие на завтрак дети с интересом смотрели на Тему с его необычной
внешностью, сидящего в экзотической позе. Одна девочка каждый раз подходила и
спрашивала: «Это у вас девочка или мальчик?» Я этого не видела, т.к. уходила с
Гошей раньше. Но однажды я задержалась, и была нимало удивлена, когда услышала,
что доведенная Даша, самозабвенно
рассказывает собравшимся вокруг них, что Тема – расчудесная девочка. Сама она
есть почти не успевала. Кончилось тем, что Даша с Темой перестали ходить в
столовую, и Темка, обнаглев вконец, кормился когда ему вздумается, привезенными с
собой банками и кашами. После
завтрака мы проводили круг, причем почти
всегда на улице. Отдыхающие останавливались и с интересом смотрели на нас. Мы
познакомились с одной бабушкой, которая приехала со своей внучкой Вероникой с
ДЦП. Бабушка поведала нам, что девочка ходит в 25 школу и в ЦДП на Кутузовскую
наб., причем все это благодаря такой замечательной организации, как
«Перспективы». Конечно, после этого не принять ее в круг было просто
невозможно. Вероничка оказалась рядом с
Ильей Шапиевым, и произвела на него столь сильное впечатление, что Илья показал
на занятии себя в таком выгодном свете, что мы просто он него такого не
ожидали! Так что знакомство оказалось очень даже взаимополезным. Отдыхающие дети
были все с инвалидностью, многие на колясках. Наша жизнерадостная группа
обращала на себя всеобщее внимание. Некоторые спрашивали, откуда мы, кто-то
просто смотрел с любопытством. Мне даже
показалось, что мы внесли определенную долю позитива, и кое-кто из родителей
стал думать, что у них не так уж все и плохо):
После круга было свободное время.
Большинство ходило на озеро, кто-то оставался загорать в лагере, кто-то
шел в лес, кто-то играл в волейбол или бадминтон, усадив детей рядом под
соснами. К обеду снова все собирались,
обменивались эмоциями и впечатлениями. Оля удивляла всех содержимым Вовкиного
горшка, точнее, не самим содержимым, а размерами того, что в нем лежало.
Невозможно было понять, как ЭТО мог сделать щупленький Кулаков. Лева
рассказывал всем, кто хотел его слушать, и кто не хотел тоже, о своих открытиях
и достижениях Шапиева. Мы с Мариной
безуспешно пытались призвать всех мыть за собой чашки и миски, доносить мусор
до помойки и соблюдать хоть какой-то порядок. Костя с завидной регулярностью
высаживал на горшок Кашичкину и утыкался в книгу, благо, видя его рядом, она не
орала и не шлепала на его поиски. Даша, если не докармливала Тему, то скидывала
на комп то, что наснимала (она снимала больше всех) или ловила интернет, в
перерывах между боями спала. Темка вполне это позволял, ему быстро надоедало
общество, и он стремился к уединению. После обеда следовал непродолжительный
тихий час, а потом все начинали носиться по процедурам, причем, каждый по
своему расписанию. Через день у нас еще были музыкальные занятия. Дети
разучивали новые песенки про Гусей и паучков. Один раз было катание верхом на
лошади. Детям понравилось, правда не все поняли, что это настоящая лошадка, про
которую говорится в наших потешках.
Испугалась лошади только… Даша. За
ужином снова обменивались впечатлениями, особенно впечатлял массажист. Обсуждая его, мы пришли
к выводу, что он… не совсем здоров. Оля даже высказала предположение: «Особым
детям – особый массажист.» Массаж он
делал халтурно и нес откровенную чушь про методы лечения наших детей и их
диагнозы, успевая при этом поинтерсоваться, что за приятный одеколон у Андрея, рассказать
о себе, своей семье, своей городской работе и пр. и пр. и пр… После ужина
каждый раз было что-нибудь: либо вылазка на неописуемой красоты речку с
жареными сардельками под прицельным комар-налетом, либо вечер песни под гитару,
либо дискотека (которой Лева с Ильей предпочитали шахматы) либо рукоделие.
Делали из упаковочного полиэтилена, скотча, бумаги и клея ПВА головы смешариков
– Лева с Ильей Лосяша, Юля с Гошей Нюшу, Марина с Надией Совунью, Оля с Вовкой
кота, а Андрей мишку-олимпишку, хотя первоначально задумывался Мики-Маус.
Последние два персонажа, правда не из той оперы, но это не важно… Вобщем, жизнь била ключом. В начале
одиннадцатого мы укладывали детей и…
наступало блаженное личное время, в которое мы делали, что кому
нравится - общались, спали, читали,
играли в классные настольные игры. Вы знаете, что такое Диксит, Уно, Активити?
Не знаете?! Вы можете это для себя открыть. Очень рекомендуем! Впрочем, как и
все остальное, что у нас было за эти 9 счастливых дней! Юля Рубцова.
И еще немного вашего
внимания. Сейчас о каждом ребенке поподробней.
Кашичкина Галя за
эти дни стала намного меньше сосать руки, к концу срока уже практически не
брала в рот. Ей очень понравилось купаться в озере. Какала только в горшок.
Иногда ходила без памперсов и почти не писалась. Ела все без исключения, не
нравилось только какао и очень сладкий чай. Интересовалась шишками,
останавливалась, рассматривала их. Также
очень понравилось катание на лошади и массаж. В целом пребывание в лагере для
Гали, я оцениваю как положительный опыт, она могла бы находиться здесь намного
больше. Шахов Костя.
С момента отъезда у Леши
Клименкова было очень хорошее настроение, которое сохранялось на протяжении
всей смены. Он смеялся, где бы ни находились: на массаже, на процедурах, в
столовой, на прогулках. По дороге я очень волновался, что Леше не понравится
обстановка, но он быстро адаптировался. Из его достижений хочется отметить
следующие: он начал жевать пищу, но не в тарелке, а только ту, что я даю ему из
рук, т.е. кусочки. Научился быть более терпеливым к пище, стал есть аккуратнее.
На ароматерапии он сидел в своей любимой позе лотоса и складывалось впечатление,
что он медитирует. Это было очень забавно. Отличился Леша и на дискотеке. Я
поражаюсь количеству его энергии – он танцевал гораздо дольше других детей,
буквально до упаду, изобретая все новые и новые движения. На иппотерапии Леше
тоже понравилось, он уверенно держался в седле, правда, не смеялся, как обычно,
а похихикивал. Наверное, все-таки ему было немножко боязно. Леша очень ласковый
и добрый мальчик, он любит обниматься, любит, когда ему гладят живот. В
дальнейшем я бы хотел заниматься с ним индивидуально, мне очень понравилось
находиться рядом с Лешей, потому что он
общительный и позитивный парень. Шерстнев Андрей.
За время пребывания в лагере Илья Шапиев познакомился со столовым прибором под названием вилка,
и даже воспользовался ей по назначению. Но она его не вдохновила настолько,
чтоб он начал ею кушать постоянно. Если Илья видел, что еда, которая ему не
нравится, устраивает Леву, он пытался угостить/покормить его своей порцией. Еще
он научился дуть на горячую еду. Благодаря своей любви к экспериментаторству,
Илья неоднократно пересаливал еду, пользуясь солонкой, доливал молоко из
пакетика в чай, переливая, конечно, через край. Чай, как и суп, он все время
пытался есть ложкой. Массаж Илью впечатлил настолько, что он пытался его делать
всем, кто попадался под руку. Илье нравиться рвать бумагу, но не просто бумагу,
а что-нибудь значимое, поэтому он порвал сборник сканвордов и свою санаторную
книжку. Если его сажают на коврик на траве, то он принимается рыть траншею, таким образом, траншеями обозначены все места
пребывания Ильи. К концу четвертого дня я очень устал работать ассенизатором,
ведь Илья самый тяжелый из всех детей. На вопросы наших ребят, почему я не
высаживаю его на горшок, я отвечал, что ниже пояса ребенок ничего не чувствует,
персонал детдома мне объяснял, что это бесполезно. Но ребята настойчиво
советовали: «А ты попробуй!» На мысль попробовать меня еще навел тот факт, что
Илья умудрялся практически всегда писать именно в тот момент, когда я менял ему
памперс. Несколько раз это можно было бы объяснить случайностью, но постоянно…
Если он делает это при конкретных обстоятельствах, то, может быть, он все-таки
чувствует и может как-то контролировать процесс? И я попробовал. Илья был в
восторге от того, что его посадили на горшок, мне показалось, что он поднялся в
своих собственных глазах от того, что у него, как у всех остальных есть
собственный горшок (правда, горшок был на самом деле Гошин, но Гоша им не
пользовался). Илья с удовольствием садился на горшок, и иногда, о чудо! горшок
оказывался не пуст! Это одно из самых значимых наших достижений. Еще Илья с
удовольствием знакомился с новыми детьми, особенно с девочками. Лев
Ратнер.
Надию Бычкову я
знаю достаточно хорошо, потому что работала волонтером на ее группе. Это умная,
но капризная девочка. Например, она не станет есть, пока не убедится, что ей в
еду подсыпали сладкую молочную смесь. В
лагере в первые два дня она ела все без разбора, потом стала выбирать. В группе
она относится к протертикам, здесь мы обнаружили, что Надия может
самостоятельно жевать, благо у нее прекрасные зубы, пожалуй, одной из всех
наших детей. В общем и целом, я мгу сказать коротко: Надия здесь счастлива.
Счастлива от новых впечатлений, общения с детьми и внимания, которое я ей
уделяю. Она часто хохочет. Марина Леонова.
Тёма Смирнов,
первый раз попал под дождь, ему очень понравилось, он подставлял ладони под
капли, первый раз катался на лошади и был очень доволен, и много чего
ещё делал впервые. Ребёнок не
любит быть в большой компании людей. Предпочитает быть один или наедине с учителем. С любым звучащим предметом способен долго играть. Не играет с детьми.
Удивительно, но Тёму почти не кусают комары. Тёма, хорошо ориентировался в
расположении корпусов, когда он хотел идти в корпус, он сам меня вел туда. Тёма
очень любознательный, активный, сообразительный мальчик. Его привлекают
необычные предметы – светящиеся картины,
приборы с огоньками и все предметы, издающие звуки, шахматы, в лагере он нашёл много таких. После завтрака ребёнок играл голенький на
солнце. По своему корпусу и по столовой Тема передвигался самостоятельно на
коляске и хорошо усвоил жест «езжай
сюда».На второй день оставили в столовой ложку, потом так и не нашли. Ребёнок
капризный и избалованный, ел только сладкие творог, йогурт, кашу, печенье, ещё
ел немного фруктов. Так и не удалось выяснить, на что у Тёмы аллергия.
Ребёнку понравилось грызть сухари. Тёма
может сам жевать, но не хочет есть не сладкое. Врачи порекомендовали больше
ходить ребёнку и учиться плавать, чтобы исправить кифоз грудной клетки.
Мальчик, засыпавший около 12, стал засыпать гораздо раньше, в 22 ребёнок уже
спал. Тёме трудно дышать через нос, ночью это особенно слышно, ребёнок во время
сна сопит, кряхтит, храпит. Тёме нравится, когда ему делают массаж живота, и не
нравится и массаж спины. Купание в озере ребёнку не понравилось, наверное,
потому что для него вода была холодной. И вообще «на воле» ребёнок стал похож
на обычного мальчика. Даша
Халапова.
Гоша Щур всегда
отличался сообразительностью, желанием заниматься, познавать новое. Правда
что-то новое его может увлечь настолько, что другое в ближайшее время он уже
воспринимать не будет. Например, пустой яркий пакетик от выпитого сока занимает
его в течение всего музыкального занятия, отнимешь – не оберешься ора. В столовой Гошу впечатлила вилка, да так, что
он даже ею пытался хлебать суп. Но благодаря своей сообразительности, он скоро
понял, что это не эффективно. Ел он почти все, да еще, если я зазеваюсь, мог
запросто залезть своей ложкой в мою тарелку. Когда я пыталась помочь ему есть
аккуратней, он воспринимал это, как попытку отнять еду и закрывал собой свою
тарелку. В лесу, на природе он часами мог перекладывать палочки, шишки, при
этом что-то бормотать. В соляной камере, куда мы ходили на процедуры, через несколько
минут после начала сеанса, он сползал со своего кресла, перебирался на мое,
брал мою руку и показывал, что хочет, чтоб я его гладила. Первые сеансы массажа
нам дались с боем, но постепенно он позволял делать все больше и больше. У
Гоши, помимо того, что не разгибаются ноги, начинают плохо разгибаться руки, он
сопротивляется, когда ему пытаются их распрямить, а распрямлять надо
непременно, т.к. без этих движений они будут все менее и менее подвижны.
Прощаясь с массажистом он говорил
«Пока», а однажды сказал «До свидания», я была изумлена. На дискотеке он
самозабвенно танцевал со своей собакой, сидя на полу и радуясь скользящим разноцветным кружкам. Но
как мне кажется, самое сильное впечатление на него произвел вечер песни под
гитару. К сожалению, в первые дни у Гоши
были истерики по не ясному мне поводу, в процессе которых он швырнул дважды
свою игрушечную гитару, при помощи которой я его пыталась отвлечь и
успокоить. Гитара не выдержала такого
вандализма, и дека отломалась от грифа, поэтому на вечере Гоша был без своей
любимой гитары, но слушал и смотрел он, как завороженный. Иногда махал руками,
выражая восторг, иногда пытался изображать, что играет на гитаре сам, хлопал совершенно осознано. Юля Рубцова.
Наш с Вовкой Кулаковым девиз в «Зеленом огоньке»: «Нарушим правила –
изменим реальность!» А 9 дней – это тоже жизнь…
Реализуется через:
1.
В тени снимаем панаму.
2. Ходим
босиком по песку, траве, шишкам.
3. Бродим
в трусах и без оных.
4. Солнце,
воздух и вода – наши лучшие друзья!
5. Едим
все, сколько влезет и ничего не смешиваем.
6. Падаем,
пачкаемся, ходим, сколько хочется.
7. Пробуем
новое – запахи, вкусы, звуки.
8. Дружим
с Галкой, несмотря на безответность.
9. Пробуем
засыпать от поглаживаний, а не от раскачивания под одеялом.
10. Тихий
час на спальнике под соснами – не тоже самое, что в палате.
11. Какать
в горшок прикольнее, чем в памперс.
12. Когда
жизнь в кайф, можно не только сосать руки.
Вобщем, пытаемся максимально поднабраться всего на год
вперед. Ольга Светлова .