Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Где то с год назад я написал пост, о истории специальной психологии (по большому счету, я так готовился к ГОСам и упорядочивал мысли у себя в голове). И вот сегодня я почему то решил его поднять. Может потому что мне он нравится, а может потому что я хочу его в дайрибест отправить (хотя его там, вряд ли возьмут, тут нет ни кошечек ни фотографий, ни классификации дайри-юзверов)
читать дальше
Решил написать пост о истории становления специальной психологии. Зачем? Ну во первых потому что мне не спится, во вторых я хочу что бы вы лучше понимали что я изучаю и наконец в третьих, мне кажется это просто интересно.
Итак поехали. Сначала давайте как в научном труде, дадим определение специальной психологии. Тут нет единого мнения. Классическое определение специальной психологии звучит так "Специальная психология - это Психология нарушенного развития (психология дизонтогенеза)", но недавно Виктор Михайлович Сорокин дал другое определение "психология развития в трудных условиях". И в этом определении тоже есть свой смысл, но им лучше пользоваться, уже после того как стал ученым, а для юных специалистов будем пользовать классическое определение.
Собственно когда мы читаем классическое определение спецпсихологии, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом "А что же такое нормальное развитие? Что такое норма?" И снова единого решения нет. Собственно есть различные подходы к норме. Еще Выготский определял норму как "отвлеченное понятие представляющее собой некоторую среднюю величину наиболее частых случаев" - это так называемая среднестатистическая норма. Всемирная организация здравоохранения определяет норму как "физическое, психическое и социальное благополучие", Американский классификатор заболеваний DSM-IV (аналог международной классификации болезни) определяет норму как способность адаптироваться, по сути это так называемая социальная норма, которая учитывает лишь внешние признаки успешной адаптации без учета внутриличностных особенностей. А есть еще гендерная (грубо говоря половая), возрастная, этнокультурная и прочие виды норм... Как видете эта проблема так же весьма актуальна.
Собственно это была присказка, сказка будет впереди
Например в дореволюционной России людей с такими проблемами называли блаженными и/или убогими т.е. приближенные к богу, (Вероятно тут свою роль сыграло православие, поскольку существовала идея, что трудности посылаются богом во испытание веры и посылается ровно столько сколько человек может выдержать), в то время как в Европе господствовала идея что инвалидность это божья кара. В дальнейшем отношение в Европе к инвалидам менялось в лучшую сторону, и по мере изучения вопроса в социуме, увеличивалась толерантность общества. Но были и вспышки нетерпимости, например нацисткая Германия, которая избавлялась от всех людей с психическими нарушениями развития.
Но не смотря на то что в разных местах, к людям с проблемами в развитии относились по разному, зачастую им приписывали различные мистические способности (способность к предсказаниям, наличие сверхострого обоняния, слуха, шестое чувство и т.д. и т.п. ). В некоторых ситуациях такие взгляды имели под собой основания. Например, для того что бы скомпенсировать слепоту, организм накладывает больше нагрузки на другие сохранные анализаторы (кожная чувствительность и слух), как следствие при правильной коррекции эти анализаторные системы, у людей с нарушением зрения лучше развиты, но это не означает, что они у них лучше изначально. Впрочем я отвлекся
Первой научной публикацией в которой описываются особенности людей с нарушенным развитием является труд французского тифлопедагога (педагога обучающих слепых) Гаюи, посвященный методам воспитания людей с нарушением зрения. И вышла она аж в конце XVIII (!!!) века. Но как говорится недолго музыка играла, недолго фраер танцевал, следующей работы пришлось ждать еще полвека. В середине XIX века Эскироль опубликовал свой труд посвященный детям с Умственной отсталостью, он же предложил и первую классификацию этого нарушения. Важной вехой в становлении специальной психологии является указ французского министерства образования, о всеобщем начальном образовании. В школу попали и дети которые раньше туда не попадали, а именно дети с Умственной отсталостью. Для того что бы решить как быть с такими детьми, Французское правительство создало комиссию во главе с Бине и Симоном (собственно оттуда и пошла знаменитая шкала Бине-Симона). Результатом деятельности этой комиссии в том числе стал и огромный материал воплощенный в двухтомнике (уж не помню его название, в России же он был опубликован только в 1911 году). В начале ХХ века появляются работы посвященные исследованию людей с нарушением слуха и зрения.
Особую роль в становлении спецпсихологии, да и психологии в целом, в это время, сыграл наш отечественный психолог Лев Семенович Выготский. Его заслуги состоят в следующем:
1. Он создал культурно историческую теорию развития, согласно которой, развитие человек происходит с помощью так называемых психологических инструментов ("знаков"
. Этими знаками являются язык, речь, продукты деятельности и т.д. и т.п. Соответственно развитие человека сначала социально (извне), а уже потом психологично (т.е. изнутри). А при различных нарушениях физического или психического развития, ребенку труднее пользоваться этими инструментами, и соответственно развитие замедляется.
2.Развитие у детей нормы и детей ограниченными возможностями здоровья идет по одним и тем же закономерностям и ограниченно лишь первичным нарушением (изначальная проблема). Наличие вторичного нарушения есть следствие того, что вовремя не скомпенсировали первичное. Более того для при различных первичных нарушениях проявляются различные вторичные нарушения. Это имеет огромное значение для специальной психологии и коррекционной педагогики, поскольку позволяет выстроить обучение детей с особыми потребностями опираясь на их компенсаторные возможности
3. Выготский первым сказал о зонах актуального и ближайшего развития. Зона актуального развития это то что ребенок может сделать сейчас, а зона ближайшего развития это то чему ребенок может научится с помощью взрослых. Это так же оказало влияние на коррекционную педагогику, поскольку зная зону ближайшего развития детей с ограниченными возможностями, можно понять что от них надо требовать а чего не надо
Но я снова отвлекся. Лев Семенович (который Выготский) конечно наше все, как и Пушкин, но были и другие звезды. В начале первого десятилетия ХХ века выходит книга Марии Келлер описывающая опыт воспитания слепоглухого ребенка. В дальнейшем эта тема была развита отечественными психологами Ярмолиным и Сухомлинским (они были начаты в 1930-1940), как результат отечественная дефектология научилась обучать детей слепоглухих от рождения. Более того есть пять слепоглухих ученых - Это Ольга Ивановна Скороходова, Александр Васильевич Суворов, Сергей Сироткин, Юрий Лернер, Наталья Кремнева (Последние пять окончили психфак МГУ) кстати работы Скороходовой, Сироткина и Суворова по психологии слепоглухих являются очень и очень ценными.
В 30-е годы двадцатого века появляются работы посвященные иследованию психики детей с нарушением речи. 60-е годы отмечены появлением статей в которых освещались особенности психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (кстати первую классификацию ДЦП создал дядя Зиги
да да который про фрейдообразное либидо
) и детей со стойкими трудностями в обучении (Задержкой Психического Развития/ЗПР), а в 1970- возникает новое направление спецпсихологии - это психология детей с ранним детским аутизмом, потом это направление расширили и обозвали "психология детей с эмоционально-волевыми нарушениями", что позволило включить туда и детей с СДВГ и другими трудностями в поведении
читать дальше
Решил написать пост о истории становления специальной психологии. Зачем? Ну во первых потому что мне не спится, во вторых я хочу что бы вы лучше понимали что я изучаю и наконец в третьих, мне кажется это просто интересно.
Итак поехали. Сначала давайте как в научном труде, дадим определение специальной психологии. Тут нет единого мнения. Классическое определение специальной психологии звучит так "Специальная психология - это Психология нарушенного развития (психология дизонтогенеза)", но недавно Виктор Михайлович Сорокин дал другое определение "психология развития в трудных условиях". И в этом определении тоже есть свой смысл, но им лучше пользоваться, уже после того как стал ученым, а для юных специалистов будем пользовать классическое определение.
Собственно когда мы читаем классическое определение спецпсихологии, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом "А что же такое нормальное развитие? Что такое норма?" И снова единого решения нет. Собственно есть различные подходы к норме. Еще Выготский определял норму как "отвлеченное понятие представляющее собой некоторую среднюю величину наиболее частых случаев" - это так называемая среднестатистическая норма. Всемирная организация здравоохранения определяет норму как "физическое, психическое и социальное благополучие", Американский классификатор заболеваний DSM-IV (аналог международной классификации болезни) определяет норму как способность адаптироваться, по сути это так называемая социальная норма, которая учитывает лишь внешние признаки успешной адаптации без учета внутриличностных особенностей. А есть еще гендерная (грубо говоря половая), возрастная, этнокультурная и прочие виды норм... Как видете эта проблема так же весьма актуальна.
Собственно это была присказка, сказка будет впереди
История становления специальной психологии
Отношение к людям с нарушениями развития в разные времена в разных странах было разным.Например в дореволюционной России людей с такими проблемами называли блаженными и/или убогими т.е. приближенные к богу, (Вероятно тут свою роль сыграло православие, поскольку существовала идея, что трудности посылаются богом во испытание веры и посылается ровно столько сколько человек может выдержать), в то время как в Европе господствовала идея что инвалидность это божья кара. В дальнейшем отношение в Европе к инвалидам менялось в лучшую сторону, и по мере изучения вопроса в социуме, увеличивалась толерантность общества. Но были и вспышки нетерпимости, например нацисткая Германия, которая избавлялась от всех людей с психическими нарушениями развития.
Но не смотря на то что в разных местах, к людям с проблемами в развитии относились по разному, зачастую им приписывали различные мистические способности (способность к предсказаниям, наличие сверхострого обоняния, слуха, шестое чувство и т.д. и т.п. ). В некоторых ситуациях такие взгляды имели под собой основания. Например, для того что бы скомпенсировать слепоту, организм накладывает больше нагрузки на другие сохранные анализаторы (кожная чувствительность и слух), как следствие при правильной коррекции эти анализаторные системы, у людей с нарушением зрения лучше развиты, но это не означает, что они у них лучше изначально. Впрочем я отвлекся
Первой научной публикацией в которой описываются особенности людей с нарушенным развитием является труд французского тифлопедагога (педагога обучающих слепых) Гаюи, посвященный методам воспитания людей с нарушением зрения. И вышла она аж в конце XVIII (!!!) века. Но как говорится недолго музыка играла, недолго фраер танцевал, следующей работы пришлось ждать еще полвека. В середине XIX века Эскироль опубликовал свой труд посвященный детям с Умственной отсталостью, он же предложил и первую классификацию этого нарушения. Важной вехой в становлении специальной психологии является указ французского министерства образования, о всеобщем начальном образовании. В школу попали и дети которые раньше туда не попадали, а именно дети с Умственной отсталостью. Для того что бы решить как быть с такими детьми, Французское правительство создало комиссию во главе с Бине и Симоном (собственно оттуда и пошла знаменитая шкала Бине-Симона). Результатом деятельности этой комиссии в том числе стал и огромный материал воплощенный в двухтомнике (уж не помню его название, в России же он был опубликован только в 1911 году). В начале ХХ века появляются работы посвященные исследованию людей с нарушением слуха и зрения.
Особую роль в становлении спецпсихологии, да и психологии в целом, в это время, сыграл наш отечественный психолог Лев Семенович Выготский. Его заслуги состоят в следующем:
1. Он создал культурно историческую теорию развития, согласно которой, развитие человек происходит с помощью так называемых психологических инструментов ("знаков"

2.Развитие у детей нормы и детей ограниченными возможностями здоровья идет по одним и тем же закономерностям и ограниченно лишь первичным нарушением (изначальная проблема). Наличие вторичного нарушения есть следствие того, что вовремя не скомпенсировали первичное. Более того для при различных первичных нарушениях проявляются различные вторичные нарушения. Это имеет огромное значение для специальной психологии и коррекционной педагогики, поскольку позволяет выстроить обучение детей с особыми потребностями опираясь на их компенсаторные возможности
3. Выготский первым сказал о зонах актуального и ближайшего развития. Зона актуального развития это то что ребенок может сделать сейчас, а зона ближайшего развития это то чему ребенок может научится с помощью взрослых. Это так же оказало влияние на коррекционную педагогику, поскольку зная зону ближайшего развития детей с ограниченными возможностями, можно понять что от них надо требовать а чего не надо
Но я снова отвлекся. Лев Семенович (который Выготский) конечно наше все, как и Пушкин, но были и другие звезды. В начале первого десятилетия ХХ века выходит книга Марии Келлер описывающая опыт воспитания слепоглухого ребенка. В дальнейшем эта тема была развита отечественными психологами Ярмолиным и Сухомлинским (они были начаты в 1930-1940), как результат отечественная дефектология научилась обучать детей слепоглухих от рождения. Более того есть пять слепоглухих ученых - Это Ольга Ивановна Скороходова, Александр Васильевич Суворов, Сергей Сироткин, Юрий Лернер, Наталья Кремнева (Последние пять окончили психфак МГУ) кстати работы Скороходовой, Сироткина и Суворова по психологии слепоглухих являются очень и очень ценными.
В 30-е годы двадцатого века появляются работы посвященные иследованию психики детей с нарушением речи. 60-е годы отмечены появлением статей в которых освещались особенности психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (кстати первую классификацию ДЦП создал дядя Зиги


@темы: Разное, Наука, Психология, Перебирая четки