Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
«Перспективы» для людей с инвалидностью

Этой весной Госдумой была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая еще в мае 2008 года. О том, какие изменения в нашем обществе должны произойти в связи с этим, рассказывает директор Благотворительной общественной организации «Перспективы» Мария Островская.

читать дальше

:ps: В этом интервью затронут один вопрос, который является очень важным, но о котором у нас мало думают. Вопрос грамотной интеграции и инклюзии.

Итак сначала о терминах (что бы не было разночтений)
Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.

Интеграция - Это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг.

Вроде бы различие мало, но оно есть. Сейчас попробую объяснить. Концепция инклюзии и интеграции исходят из учета потенциальных возможностей инвалида.
Соответственно если объяснять на примере то инклюзия подразумевает под собой, помещение ребенка-инвалида (например по зрению) в обычный класс
А интеграция - это более широкое понятие. И например мы можем интегрировать ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и патологией речи в школу для детей с ЗПР, или ребенка с легкой степенью УО в школу для детей с ЗПР.

Но и интеграция и инклюзия подразумевают под собой:
1. Учет потенциальных возможностей ребенка. Если мы сажаем ребенка с умственной отсталостью в класс одаренных детей, то это не будет интеграция и тем более инклюзия, потому что страдать в данном случае будут все.
2. Создание условий для обучения. Мало посадить особого ребенка в класс с детьми нормы. И даже мало сделать этот класс коррекционным (не больше 12 человек). Нужно создать условия.
Оснастить ребенка техническими средствами реабилитации (если они ему нужны), если нужно обеспечить специального сопровождающего (по моему он тьютор называется), учителя с образованием, и даже архитектурную доступность среды.

Если же эти условия не будут соблюдаться, то... То получится господа, следующая картина. У нас есть чертеж классного автомобиля. Быстрого, удобного, комфортного, вместительного, с хорошей проходимостью и т.д.

Но на этапе сборки вместо немецкого мотора на 3,0 литра, мы ставим китайский на 1,6 литра, гидроусилитель руля мы вообще не ставим... и далее по тексту. И вроде внешне машинка выглядит хорошо, а как сядешь...

Вот точно так же и с интеграцией и инклюзией. Для успешной интеграции нужно соблюдать технологический процесс от и до

Комментарии
20.07.2012 в 22:18

Интересная тема на самом деле. Особо интересует потенциальная интеграция инвалидов по умственной отсталости. Куда можно определить таких людей? Или, скажем, детей с синдромом Дауна? Куда можно определить таких, кроме как в интернат?
20.07.2012 в 22:26

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
А. Ведьмак, Ну вообще дети с легкой степенью умственной отсталости вполне могут жить самостоятельно
Заниматься не квалифиированным трудом (дворники, озеленители). При этом они получают пенсию (по частичной нетрудоспособности).
Они вполне себе могут ходить в магазин покупать продукты и оплачивать счета.

Более того легких уо можно обучить и специальности (типа переплетчик)
21.07.2012 в 11:13

Здесь есть и обратная сторона. Когда ответственность чрезмерна, не соответствует способностям человека.
Люди с легкой УО не всегда справляются с "трудными" задачами - имущественными, правовыми, с воспитанием детей и уходом за ними. Им нужно постоянное сопровождение. В настоящее время, на сколько мне известна ситуация с детьми, их (родителей) могут кратковременно (официально - 6 мес., но при хорошем раскладе тянут и сопровождают года 2-3) обслуживать социальные службы (при неудовлетворительном воспитании или уходе) или ребенка изымают.
Ситуация на самом деле еще сложнее, "легкие нарушения" не всегда позволяют оформить инвалидность и люди, кот в реальности не могут нести полной ответственности либо нуждаются в постоянной помощи, не могут качественно разрешить ситуацию. Для инвалидов существуют РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ центры, там ситуация с сопровождением очень зависит от позиции руководства
Мне кажется, здесь нельзя с одной стороны лишать человека доступной ему ответственности, т к мы тем самым не только урезаем его в правах, но препятствуем его развитию (воспитывая его иждевенцем), с другой стороны переоценивание его возможностей как минимум препятствует его интеграции.
21.07.2012 в 11:26

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
муслимка, Верно говоришь. И поэтому ИМХО важно ввести такую вещь как шкала дееспособности
21.07.2012 в 14:23

Согласна, но и в случае полной дееспособности и неинвалидности есть варианты дизонтогенеза, для которых было бы разумно организовать сопровождение. И здесь много "побочных" правовых проблем. Добровольностьб/недобровольность сопровождения, законность "контроля" и т п.

Уровня МОЕЙ осознанности не хватает :hamm:
21.07.2012 в 14:31

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
муслимка, есть варианты дизонтогенеза, для которых было бы разумно организовать сопровождение.
Ну мы же говорим про потенциальные возможности. Варианты дизонтогенеза, где человек не является инвалидом, подразумевают что он имеет потенциал позаботится о себе сам.

Да например дети сироты зачастую социально неадаптированы, но это проблема системы как таковой а не их дизонтогенеза и нарушенной возможности к адаптации
21.07.2012 в 14:51

Варианты дизонтогенеза, где человек не является инвалидом, подразумевают что он имеет потенциал позаботится о себе сам.
В рамках государства - подразумевается, но зачастую они и сами понимают, что не справляются и явно объективно в ней нуждаются.
Наше общество таким не помогает ((

дети сироты зачастую социально неадаптированы, но это проблема системы как таковой а не их дизонтогенеза
однозначно.
Проблемы интеграции и дизонтогенеза сложно разделить. Со стороны человека - это ЕГО проблемы, проблемы его развития.
Со стороны общества - как быть с отличающимися от нормы, чтобы общество выполняло свою миссию. И здесь "возможны варианты". Еще есть зазор между миссией и декларируемой миссией.
И опять, все усложняется, блин, ведь формы дизонтогенезе культурально и исторически обусловлены.

Я всегда подозревала, что преподаваемое нам как то связано с нашим социальным устройством. (((
21.07.2012 в 15:01

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
муслимка, В рамках государства - подразумевается, но зачастую они и сами понимают, что не справляются и явно объективно в ней нуждаются.
Ну здесь мы говорим про невротическое развитие на почве дизонтогенеза, но для работе с невротиками есть различные социальные службы.
Те же КЦСОНы и реабилитационные центры
21.07.2012 в 15:59

Шкала, это хорошая мысль. Но как объективно оценивать трудоспособность? Допустим, с физической инвалидностью все более-менее ясно. Если у человека нет одной ноги, он не может быть водителем, если у него проблемы с легкими, не может быть ныряльщиком. Но как объективно оценить человека с УО, чтоб понять к каким специальностям он может быть допущен?
21.07.2012 в 16:04

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
А. Ведьмак, Рукописи не горят. Шкала, это хорошая мысль. Но как объективно оценивать трудоспособность? Допустим, с физической инвалидностью все более-менее ясно. Если у человека нет одной ноги, он не может быть водителем, если у него проблемы с легкими, не может быть ныряльщиком. Но как объективно оценить человека с УО, чтоб понять к каким специальностям он может быть допущен?
так ведь разные степени УО.
21.07.2012 в 16:18

Susanin, даже так. Как объективно оценивать? Т.е. надо создать какой-нибудь экзамен который будет выявлять насколько человек справится с той или иной сферой, но что в него включить?
21.07.2012 в 16:39

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
А. Ведьмак, Ну просто разные степени УО подразумевают что у ребенка есть разные потенциальные возможности.

То есть если легкая УО - это возможность овладения счетом письмом. И соответственно возожность самостоятельно делать покупки то есть совершать незначительные сделки. И получение элементарной специальности

А вот умеренная - это элементарные навыки самообслуживания а со счетом проблемы
21.07.2012 в 16:54

Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
А. Ведьмак, кстати вот решение конституционного суда http://www.5-tv.ru/news/56388/